Золотые чартеры
[27.11.2002]
Чартерные поезда появились в России в качестве туруслуги только в конце девяностых годов. И не исключено, что скоро их короткая история в нашей стране закончится. По мнению туроператоров, задушить хорошее начинание может один из его "родителей - МПС, монополия которого позволяет ему диктовать непомерные цены на ж/д перевозки".
Как рассказала RATA-news руководитель финского направления компании "ПАК-груп" Татьяна Петкевич, первые чартерные поезда из России были организованы финскими железными дорогами в 1997-98 г. - из Москвы на курорт Вуокатти. Позже чартерными ж/д перевозками занялись и российские операторы. Татьяна Петкевич считает, что причин появления чартерных поездов две: невозможность получения в необходимом количестве гарантированных билетов и преимущества беспересадочного проезда в удаленные города Финляндии, куда обычно направляется большой поток туристов.
Отечественные чартерные поезда существуют только на финском направлении, и появились они в 1999-2000 году. Хотя совместные с финнами чартеры появились раньше. Первый из них фирма "Скандитур" сделала в 1999 году пополам с финскими железными дорогами. Тогда из Москвы поезд вышел общим составом, а в Финляндии разделился и пошел на Куопио и Ювяскюля. До этого два года с тем же партнером турфирма делала поезда, которые тоже можно назвать чартерными, хотя они были пусть с удобными, но с пересадками. С 2000 года "Скандитур" ежегодно ставит свой чартерный поезд.
По прогнозу Татьяны Петкевич, в этом году будет, как минимум, шесть ж/д чартеров: два в Куопио ("Скандитур"), два в Каяни ("ПАК-груп"), один в Рованиеми ("Лабиринт") и один в Ювяскюля (финская железная дорога). Планируются еще несколько составов, например, в Тампере и Каяни. Кроме того, по информации генерального директора компании "Скандитур" Валентины Короленко, чартерные поезда на Хельсинки и Иматру делает питерская фирма "Окдайл", выступающая в качестве брокера по чартерам остальных турфирм.
Организация чартерных перевозок на железной дороге практически такая же, как и в авиации. Большая часть мест грузится консолидатором, часть отдается на условиях жестких блоков более мелким операторам или продается по заявкам. За исключением отстойного поезда на Рованиеми, все остальные - возвратные. Разница с авиаперевозками, по мнению Татьяны Петкевич, заключается в том, что авиакомпаний в России много, есть конкуренция, и соответственно складывается цена. Полная же монополия МПС на железной дороге позволяет этому ведомству единолично формировать чартерные поезда и выставлять высокую цену на билеты.
Как говорит Валентина Короленко, поезда становятся просто золотыми. Билеты на первый чартер "Скандитура" продавались по разумной цене, и спрос был большой. Уже на следующий год цена поднялась примерно на 60%. А в этом году, по мнению г-жи Короленко, она просто запредельная! "Организуя чартерный поезд, мы принимаем на себя все риски по его заполнению, а скидок на билеты не получаем никаких, - говорит Валентина Короленко. - В этом году МПС повысило тарифы на проезд регулярными поездами в праздничный период, но - парадокс! - билеты на чартеры все равно на $30-40 дороже".
Стоимость билета Москва - Хельсинки сейчас около $210, а раньше была - $150. По словам Татьяны Зотовой, назначая непомерно высокие цены, МПС занимает некоммерческую позицию. Как считают туроператоры, для того, чтобы заработать, вовсе не обязательно идти путем повышения цен. Можно, например, удлинить состав и перевезти больше пассажиров. Если же "опыты" с тарифами продолжатся, то на следующий год золотых для МПС чартерных поездов может не быть вовсе, сообщает RATA-news.
|