Россия: туристический бизнес в ожидании вторжения
[24.10.2002]
Западные туристические гиганты, прихода которых с ужасом ожидали российские туроператоры, начинают наступление. К лету следующего года в России начнут работать два крупнейших оператора Германии - TUI и REWE Touristik. Особого сопротивления они не встретят - конкурировать с европейцами российские предприятия не способны.
Слухи о скором приходе на российский рынок западных туркомпаний возникали не раз, но именно сейчас, полагают аналитики, приход иностранцев более чем вероятен. Представители TUI были замечены в Москве в начале лета. Внешне они демонстрировали полное равнодушие по отношению к российским компаниям, за которым, по мнению наших операторов, скрывался серьезный интерес к рынку. По данным информационной службы "БАНКО", TUI уже вступил в переговоры с московским руководством компании TEZ TOUR о возможных формах сотрудничества на российском рынке.
На новых рынках немецкий оператор, как правило, скупает пакеты акций крупнейших местных туркомпаний. Андрей Озолинь, директор сети "Магазинов горящих путевок", считает, что в России опробованный TUI в Восточной Европе сценарий экспансии не пройдет. "Немцам нужно крупное сетевое образование, но у нас такие структуры стоят очень дорого, - объясняет Озолинь. - А фирмы, которые стоят дешевле, не охватывают достаточный сегмент рынка".
У российских компаний, желающих продаться иностранцам, есть возможность поторговаться: помимо TUI есть еще один потенциальный покупатель - концерн REWE group, третий по величине оператор Германии, контролирующий, по официальной статистике, 18% немецкого туррынка. Дагмар Тутайн, представитель LTU TOURISTIK GMBH, подразделения концерна, заявила, что компания собирается выйти на российский рынок летом 2003 года. Осуществлять экспансию будет немецко-австрийская розничная сеть ITS Reisen, дочерняя компания REWE. Все подробности наступления на Россию, но словам Тутайн, станут известны не раньше следующего года.
Но немцы будут не первыми из западных компаний на российском туррынке. В августе в Москве открылся офис британской компании Trinatours, раньше специализировавшейся в основном на приеме туристов в Англии. По словам Терри Энтони, генерального директора Trinatours, уже за первый год работы оператор собирается отправить в Великобританию 5-8 тыс. российских туристов. К лету 2003 года Trinatours намеревается начать работу с турами в США, страны Карибского региона и бассейна Индийского океана.
Российские операторы пока не воспринимают британского коллегу всерьез и не ожидают глобального перераспределения потоков. "Вся перевозка у Trinatours осуществляется British Airways, поэтому цены для наших туристов будут слишком высокими, несмотря на специальные скидки, - считает Марина Шлемина, руководитель отдела выездного туризма компании BCI inc. - Так что вряд ли заявленные ими объемы отправки туристов будут выполнены".
Российский туррынок окончательно пока не выстроен, концентрация на нем очень небольшая, и крупных операторов, имеющих солидную долю на всех направлениях сразу, практически нет. В такой ситуации приход иностранных гигантов может серьезно изменить рынок. Аналитики надеются на некоторую стабилизацию. Прогнозы операторов далеко не так оптимистичны. "У западных компаний огромные финансовые возможности, нас они просто задавят, - сказал "Финансовым Известиям" представитель одной из российских компаний. - Единственная возможность сопротивляться - это создавать крупные отечественные холдинги или альянсы. Но пока процесс объединения идет у нас очень вяло".
|