Полетят ли туристы в жаркие страны?
[11.03.2003]
Министры туризма стран АСЕАН провели в конце января встречу, целью которой стали поиски путей развития этой отрасли в условиях, когда мир оказался перед угрозой войны в Ираке. В начале ХХI века туризм этого региона оказался в крайне тяжелом положении после того, как многие страны призвали своих граждан избегать поездок на Восток в связи с повышенной террористической опасностью, а также после теракта на индонезийском курорте Бали в октябре прошлого года. Многие министры говорили об огромных потерях, которые сегодня несет многомиллиардная туристическая отрасль региона. И как было заявлено, «лишь две страны АСЕАН - Таиланд и Вьетнам - считаются сегодня относительно безопасными для иностранных туристов. Предполагается, что главы туристических ведомств АСЕАН предложат перефокусировать внимание отрасли с западного направления на восточное, в первую очередь на азиатские государства - Китай, Южную Корею и Японию» (РИА "Новости").
Еще не начавшаяся война против Ирака уже ударила по Ближнему Востоку: «жаркие страны» отпугивают европейцев. В первую очередь туристы боятся новой волны терроризма. Во-вторых, из-за войны может начаться удорожание страховых полисов на 15-20%, а некоторые линии, прежде всего в Персидском заливе, вовсе не будут подлежать страхованию, как это уже было в 1991 году.
Но все эти проблемы — цветочки по сравнению с проблемой авиаперевозок, которая, безусловно, возникнет, если начнется война в Ираке. Комментирует Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: «Во-первых, теоретически воздушные трассы, по которым мы летим в Египет, Турцию, Эмираты или Иорданию, могут пересекаться с трассами военных самолетов, что само по себе уже опасно. Авиакомпаниям придется менять маршруты, чтобы миновать опасные территории, а это удлинит перелет и повысит стоимость поездки. Дело в том, что самолеты, которые чаще всего летают на этих направлениях - Ил-86 и Ту-154 – могут лететь с полной загрузкой без дозаправки всего 5 с половиной часов. Если облет не сможет уложиться в это время, нужно будет садиться для дозаправки, а это как минимум неудобно для туристов. Без дозаправки самолеты смогут долететь только с неполной загрузкой, что тоже удорожает авиабилет, ведь общая цена рейса при этом не изменится. А более шести часов без дозаправки у нас могут лететь только самолеты Ил-62, рейсы которых очень дороги, Ил-96, которых всего около 10 в России, Ту-204, которых всего 6, и Ту-214, которых только 2. Ясно, что такого количества самолетов для столь массовых направлений явно недостаточно».
И даже если проблема авиаперевозок будет решена, в странах, расположенных в потенциально опасном регионе в случае начала войны может начаться масса внутренних проблем.
Одной из таких стран является Турция. Разумеется, турецкие власти уверяют, что туристам в их стране ничего не грозит, но так ли это? Дело в том, что для Турции основную угрозу представляют не американские войска и не война в Ираке как таковая. У Турции есть своя головная боль – курды и местные террористы. «Анкара боится, что курды Северного Ирака могут объявить независимость, и начать движение, которое приведет к восстаниям курдов и в Турции тоже». (www.dawn.com). А многие очень хорошо помнят целую серию взрывов, потрясшую Турцию в 1994 году и курдские волнения 2000 года, связанные с арестом их лидера Оджалана. Кроме того, Турцию могут захлестнуть неконтролируемые потоки беженцев.
Иордания не меньше обеспокоена предстоящей войной. Крупнейшие гостиницы простаивают, а ведущие банки сообщают о растущих долгах туристической отрасли. В древнейшем городе Петра, только что отреставрированном властями, гостиницы заняты всего на 15%. Иордания – страна, 40% жителей которой находятся за чертой бедности, поэтому они уже заговорили с США о компенсации за военные действия в Ираке и урон сфере туризма, которая составляет значительный процент местного ВВП.
Несмотря на то, что ОАЭ находятся от Ирака примерно на таком же расстоянии, как Грозный от Москвы, они тоже наверняка почувствуют на себе отголоски военных действий. Пока загруженность отелей княжества остается высокой и превосходит показатели прошлого года примерно на 8 - 10%, что, возможно, связано с недавно закончившимся Дубайским шоппинг-фестивалем.
Как показывает опыт войны в Заливе и военной операции в Афганистане, удаленность ОАЭ от района возможного конфликта исключает какое-либо прямое воздействие на территорию страны в результате боевых действий в Ираке. Согласно рекомендациям ИКАО, уже давно определены безопасные коридоры для пролета воздушных судов. С 90-го года эти коридоры обходят Ирак.
Зато возможная война в Ираке вряд ли сможет повлиять на число туристов, приезжающих в Израиль, хотя бы потому, что туризм в этой стране уже итак упал до состояния 66 года. В прошлом году вместо ожидаемых 3,5 миллионов туристов в страну приехало меньше миллиона. Как сообщает сайт газеты Globes, «за последние два года потери инвалюты в области туризма составляют 2,3 миллиарда долларов. Речь идет о потере 2,3% от ВВП. Экономисты полагают, что также и в 2003 году потери инвалюты от туризма составят 1,3 миллиарда долларов».
Специалисты Российского союза туриндустрии предсказывают также повышение стоимости перелетов в Египет. Полеты туда проходят над территорией Украины, Турции, Кипра и могут пересекаться с военными трассами. Стремление же облететь район обернется для путешественников удорожанием путевки.
Однако, как свидетельствует господин Саид Нофаль, советник по туризму Посольства Египта в России, изменения в плане авиаперевозок не будет, самолеты будут так же летать над Средиземным морем.
Возможная война в Ираке, безусловно, повлияет и на туризм в регионах, далеких от этой страны. Например, министр развития туризма Греции Акис Тсохадзопулос заявил, что война, еще не начавшись, уже «мешает жить» их сфере туризма. По его словам, неуверенность на рынках привела к большому сокращению спроса на туристические услуги. В результате крупные туристические операторы оказывают давление на туристическую отрасль в Греции с требованием снижать цены (РИА «Новости»).
Всему миру ясно, что в случае войны возможны террористические акты на территории США и Великобритании. Например, мэр британской столицы Кен Ливингстон уже признал, что война с Ираком нанесет ущерб туристическому сектору Лондона в размере $1,5 млрд и поставит отрасль на грань рецессии. А воинственные высказывания Белого дома оборачиваются падением деловой активности для отелей, ресторанов и прочей туристической инфрастуктуры Нью-Йорка. Американские хотельеры считают, что состояние дел в гостиничной отрасли страны напоминает сейчас годы Великой Депрессии: загруженность номеров за 2002 год составила 59,5%, что стало одним из самых худших показателей за последние 75 лет. На 2003 они предсказывают 60,1% заполняемости.
Куда же поедут туристы, если все восточные направления окажутся провальными? Во-первых, как прогнозируют специалисты, многие из российских туристов просто останутся на родине: без виз, нервотрепки и страха. Кроме того, скорее всего массовый российский турист откажется в этом году от двух любимых направлений - Испании и Кипра: над пляжами Испании висит нефтяная угроза затонувшего танкера Престиж, а Кипр собирается вводить визы, что обычно снижает турпоток на 25-30%.
Европейские направления также будут терять популярность в связи с ростом евро. Поэтому можно предположить, что любимыми местами для отдыха, скорее всего, станут Тунис и уютная и безвизовая Хорватия, где, к тому же, практически нет языкового барьера. Поднимет рейтинг сравнительно недорогая теплая Румыния, в которую тоже пока не нужны визы, и старая добрая Болгария, которая хоть и ввела визы, но в этом сезоне собирается тратить на их оформление не более 24 часов.
Однако не исключено, что даже если военные действия начнутся, наши будут медленно, но верно продолжать ездить и в Турцию, и в Египет, и в Эмираты. Как говорит Ирина Тюрина, у россиян иммунитет против опасности, и они меньше всех подвержены страхам. Так что, если будет решена проблема авиаперевозки, и введут солидные скидки, россияне все-таки полетят в жаркие страны, сообщает TRAVELONLINE.RU.
|