Турбизнес впервые оценили
[07.03.2003]
5 марта 2003 года впервые была озвучена официальная оценка российского туристического рынка. По словам Владимира Стржалковского, заместителя министра экономического развития РФ, в 2002 году весь туррынок страны стоил $8-9 млрд., но только 40% этой суммы, по мнению чиновника, можно считать "белой".
Как ни странно, выездной сектор оказался, по подсчетам Стржалковского, самым маленьким на туррынке: его объем - около $1,5 млрд. Въездной значительно больше - примерно $4 млрд. Внутренний туризм приближается к нему и составляет около $3 млрд. В тени вращается около 60% средств туррынка страны, в конце 90-х годов этот показатель был еще в два раза меньше.
В западных странах агенты составляют не менее 90% работающих на рынке туркомпаний. У нас все наоборот. В Москве, например, выдано 2 тыс. лицензий на туроператорскую деятельность (это примерно 50% общего числа российских операторов). Но, по словам Владимира Стржалковского, сколько компаний реально работает в столице, не знает никто. Бывает, что фирма получает сразу несколько лицензий, чтобы облегчить себе ведение возможных споров с клиентами и партнерами. Кроме того, оборот компаний далеко не всегда проводится через банк. Все это сильно ограничивает вложения в отрасль. "Развитие рынка невозможно без российских и иностранных инвестиций, но в непрозрачный бизнес они не пойдут", - объясняет Леонид Исакович, генеральный директор "Академсервиса". "Только крупные капитализированные фирмы, работающие "в белую", смогут вкладывать деньги, например, в строительство гостиниц или закупку самолетов", - дополняет Евгения Конколь, генеральный директор группы компаний "Спектрум".
Власти ожидают, что введение финансовых гарантий ответственности туроператоров заставит компании выйти из тени. Соответствующие поправки к закону "О туристической деятельности" сейчас находятся в правительстве и через 30-60 дней уже могут быть направлены в Госдуму. Гарантии для туроператоров выездных направлений определены на уровне 3 млн. руб. - по словам Стржалковского, это примерная стоимость одного загруженного туристами самолета "Ту-154". Крупные операторы не считают такую сумму проблемной. Более того, Аббас Алиев, президент "ВАО-Интуриста", например, считает гарантию на $100 тыс. явно недостаточной.
Основной упор делается на то, что солидным компаниям не придется выводить эти средства из оборота - достаточно будет получить банковскую или страховую гарантию. По словам Стржалковского, она обойдется всего в 3-10% суммы фингарантии, что не сможет сказаться ни на цене турпакетов, ни на работе фирмы. "Даже у мелкой компании, отправляющей 1-1,5 тыс. туристов в год, оборот составляет около $1 млн. в год. Если эта сумма проводится через банк, то проблем у оператора не будет", - говорит Исакович.
Компании, у которых реальные объемы еще меньше, по сути и сейчас не являются операторами - им будет проще переквалифицироваться в агенты. Зато фирмам, предпочитающим работать "в черную", придется либо замораживать средства на банковских депозитах, либо отказываться от бизнеса, сообщают "Финансовые Известия".
Rostov.ru
|