Краснодарский край: высокий сезон потерян
[27.08.2002]
Туроператоры по Краснодарскому краю совсем приуныли: продаж резко сократились. Природные катаклизмы, плавно перешедшие в завершение летних каникул, когда клиенты думают уже не об отдыхе, а о покупке школьных рюкзаков детям, практически лишили курорты Краснодарского края высокого сезона. Во всяком случае, если обычно пик спроса продолжался с начала июля до середины августа, то в этом году он длился не более 2,5 недель.
Телефонный опрос турфирм показал, что ситуация везде примерно одинаковая, хотя и различается в деталях. Менеджер компании "Алеан" Елена Пашкевич сообщила RATA-news, что в их фирме звонков по кубанским курортам намного меньше, продажи путевок упали как минимум процентов на 30. Менеджер РБП "Новый век" Юлия Рогова сказала, что звонки идут постоянно, а заявок если одна в день бывает - это хорошо. Три дня с 19 августа никто не спрашивал о Краснодарском крае в "Солвексе". "Клиенты вдруг стали интересоваться экскурсионкой - Золотым кольцом, Питером, хотя обычно эти туры начинают продаваться не раньше сентября," - говорит руководитель российского отдела Людмила Сысойкина.
Менеджер по Сочи компании "Астравел" Ольга Голованова рассказала RATA-news, что если клиенты звонят и хотя бы интересуются курортом, то их, как правило, удается убедить, что там все хорошо и ехать можно. "Но, бывает, по 2 часа - ни одного звонка, - говорит Ольга. - Сегодня мы оформляем ежедневно не более 5 заявок от агентств, а прежде в самый плохой день принимали по 20-30 заказов". А менеджер по Геленджику, Анапе и Туапсе Татьяна Барышева оформляет в день 1-3 заявки и считает, что сезон закончен. "В прошлом году мы продавали путевки до начала октября, в каждый заезд отправлялось больше 100 человек", - рассказывает Татьяна.
"Ориент" до катаклизмов оформлял в Краснодарский край по 140-150 человек в день. По подсчетам президента фирмы Анатолия Гусева, начиная с 7-8 августа, компания ежедневно недосчитывалась 80-90 человек, сейчас - примерно 50-60 человек. Общая потеря клиентов по Краснодарскому краю приближается к 700. И, по мнению г-на Гусева, эти потери невосполнимы, поскольку именно в августовских продажах была заложена максимальная прибыль.
Привела свою статистику и генеральный директор компании "Соцздрав" Татьяна Попова. По ее словам, во второй половине августа по пяти сочинским пансионатам с лечением, с которыми работает фирма, заполнена только четверть ее квоты, а это по 40 мест в заезд на 10-14 дней в каждой здравнице. А вот на начало сентября все наоборот: лишь четверть мест пока не проданы, и спрос есть. Татьяна полагает, что ее более-менее успешные продажи южных курортов на сентябрь обусловлены тем, что своим ассортиментом фирма попала в ценовую "десятку": сейчас на рынке чаще спрашивают путевки по 600 руб. в день и ниже, а именно такие цены и предлагает "Соцздрав".
По общему мнению туроператоров, хотя бы чуть-чуть "вытащить" краснодарский сезон способно только мощное "шоу" в СМИ - столь же эффективное, как в дни стихийного бедствия, только положительное. Сейчас было бы весьма своевременным выступление по центральному телевидению мэра Сочи или губернатора края, веселые и "солнечные" сюжеты с пляжами, на которых люди все-таки есть, интервью с довольными отдыхом туристами и прочие атрибуты "белого пиара". И вообще турфирмы убеждены, что без активной рекламы продвигать этот регион сложно, особенно учитывая его высокие цены и, мягко говоря, пока еще не такой "высокий" сервис.
|