Пенсионеры любят круизы
[21.08.2002]
В этом сезоне число зарубежных туристов на круизном маршруте Москва - Санкт-Петербург по сравнению с прошлым годом возросло почти на треть. Для того, чтобы удовлетворить максимально большее число заявок российские и зарубежные операторы зафрахтовали почти все имеющиеся в России комфортабельные теплоходы и сократили продолжительность круизов.
Популярность круизов растет во всем мире. Для пожилых людей - а уже сейчас средний возраст "плавающих" по Волго-Балту туристов 68 лет - круиз наиболее подходящий вид отдыха, безопасный и комфортабельный.
В этом году более 200 тысяч иностранных туристов совершат круиз по рекам и каналам, соединяющим две российских столицы. Для того, чтобы удовлетворить возросший спрос судовладельцы отдали операторам, обслуживающим иностранных туристов, теплоходы, на которых в прошлом году путешествовали российские туристы, а некоторые расширили парк, купив теплоходы за рубежом. В нынешнем году на российском рынке появился и новый судовладелец - "Русская пароходная компания на паях". Так что на сегодняшний день практически все имеющиеся в России комфортабельные теплоходы (проекты 301, 302, Q 040 и Q 056) обслуживают иностранных туристов.
Однако при том, что спрос на круизы по России за рубежом очень высок, на сохранение нынешних объемов продаж и их рост можно рассчитывать только в том случае, если стоимость круизов не будет повышаться. Круизы же в России дорожают постоянно. В этом сезоне маршрут Москва - Санкт-Петербург подорожал примерно на 10% (сейчас у разных операторов туродень стоит $55-100). Такой же рост ожидается и в будущем году.
Удешевить круизные программы можно, уменьшив их продолжительности за счет исключения одной-двух стоянок и сокращения пребывания в Москве и Санкт-Петербурге. По этому пути пошли все операторы, все они в свои предложения включили "укороченные" 7-10-ти дневные круизы.
Первой "под сокращение" попала Кострома. Следующей "жертвой", по мнению руководителей некоторых круизных компаний, вполне могут стать Горицы.
По мнению директора столичного филиала компании "Волга-Флот-Тур" Александра Трофимова, исключение одной-двух стоянок на качестве круизной программы никак не скажется. Г-н Трофимов не исключает, что в скором времени некоторые зарубежные операторы сделают выбор в пользу круизов с пребыванием в Москве и Санкт-Петербурге и одной-двумя зелеными стоянками. Тем более, что такой прецедент уже есть: испанский оператор Politours в этом сезоне отказался от стоянок в Горицах и Костроме, но оставил в программе Углич, где местная турфирма "Велес" устраивает в построенном ею "городе мастеров" фольклорный праздник, и зеленую стоянку в Мандрогах.
Что касается Санкт-Петербурга, то этот город у зарубежных туристов вызывает наибольший интерес. Но круизные операторы и здесь вынуждены сокращать время стоянки. "Причальная стенка в Санкт-Петербурге значительно меньше, чем в Москве, - говорит генеральный директор "Московского речного пароходства" Константин Анисимов, - но местные власти ничего не делают, чтобы принять больше теплоходов. К причалам, расположенным в центре города, пассажирские суда пройти не могут из-за правил безопасности".
По словам г-на Анисимова, уже сейчас у Московского речного пароходства число заявок на будущий год вдвое превышает количество мест на теплоходах. Примерно такая же ситуация и у других судовладельцев.
Кроме того, продолжительность и наполнение круизных программ определяют заказчики, зарубежные операторы. Например, американцы предпочитают продолжительные круизы, а итальянцы и испанцы - более короткие, восьми-десятидневные, причем испанцы отправляются в круиз в основном, чтобы отдохнуть. Французы же охотно знакомятся с нашей историей и осматривают все достопримечательности. Для этого нужно не менее 10-12 дней. Кстати, именно по просьбе своих французских партнеров на будущий год "Волга-Флот-Тур" в программу включит Кострому и даже Плес, а "Мондо-тур" - Валаам.
Так что, несмотря на то, что тенденция к сокращению продолжительности круизов сохранится, у зарубежных туристов выбор будет: купить круиз подешевле, увидеть Москву, Санкт-Петербург и получить представление о России с борта теплохода или заплатить больше и в течение двух недель осматривать все достопримечательности, какие есть на маршруте.
|