Обзор болгарского туристического рынка
[15.08.2002]
Нельзя не отметить, что к сезону Болгария подготовилась очень неплохо. Курорты выглядят абсолютно по-европейски, практически на каждом из них открылись новые гостиницы хорошего уровня - "Вероника-2" на Солнечном дне, "Мимоза", "Марина-Принцесса", "Морско око - Гарден", "Экзотика" на Золотых песках, "Магнолия" в Албене, "Хелиос бич" в курортном поселке Обзор, более пяти отелей на Солнечном берегу и т.д. В большинстве этих отелей уже отдыхают российские туристы: компания "Солвекс", например, внимательно следящая за рынком, тут же взяла новые гостиницы в продажу, тем более что пока они предлагают услуги по рекламным ценам.
В условиях демпинга, балующего российский рынок, путевки в Болгарию кажутся неоправданно дорогими. Особенно это касается Албены: испытав на себе 40-процентный спад спроса, этот курорт в высокий сезон стал предлагать большие скидки - и только-только вошел в цену Золотых песков. Однако те, кто все же поехал отдыхать в Болгарию, не пожалели, поскольку внутренние цены здесь весьма доступны. В простом ресторанчике на берегу моря можно поужинать, особо ни в чем себе не отказывая и с вином, за $5. В самом дорогом ресторане с национальной развлекательной программой, включающей танцы на раскаленных углях, обильное угощение с очень хорошим вином спокойно укладывается в $20. Болгарский сервис пока не идеален, но старательно стремится к совершенству.
О том, что русских туристов в Болгарии явно не хватает, корреспонденту RATA-news говорили все - от руководителей принимающих фирм до официантов и горничных. По словам управляющей представительствами "Солвекса" на курортах Валентины Димитровой, в этом сезоне на болгарском рынке вообще не появились около 10 российских фирм, прежде отправлявших туристов в эту страну. "Курортные" таксисты, как выяснилось, даже участвовали в митингах протеста против введения визового режима с Россией, опасаясь, что приедет мало россиян. Бармены и горничные сетовали на прижимистых немцев и тосковали по широкой русской душе.
А курортные отели заполнили болгары, чего прежде не бывало. Квоты мест на всех курортах всегда распределялись очень строго: прежде всего - немцам, англичанам, французам, россиянам, а что останется - соотечественникам. Для болгар это удовольствие недешевое, примерно как для россиян - поездка в хороший отель в Сочи. Для самих гостиниц - дело невыгодное, поскольку с услуг, оказанных иностранцу, они платят НДС в размере 7%, а за болгарских туристов приходится отдавать 20%. Но пустые номера - еще хуже, поэтому сегодня на пляжах, в барах, ресторанах и магазинах часто слышна болгарская речь.
Тем не менее, российские операторы настроены оптимистично. Генеральный директор компании "Солвекс" Ирина Петрова считает, что "Болгария вечна", и туда никогда не зарастет "народная тропа" из России. "К визам все скоро привыкнут, - говорит г-жа Петрова. - Другие направления долго демпинговать не смогут, да и болгарские курорты, рано или поздно, должны понять преимущества гибкой ценовой политики. Так что, думаю, россияне вернутся в Болгарию, и уже на следующий год турпоток возрастет на 10-15%".
|