MEGATIS Атлас мира Финляндия Достопримечательности Хельсинки |
реклама у нас |
Еще есть: Крепость Суоменлинна, Хельсинки (Suomenlinna), Раума (Rauma), Хельсинки, район Катаянокка (Katajanokka), Турку (Turku, Abo), Старая Вааса (Vanha, Vaasa) |
Хельсинки |
|
Хельсинки Столица страны — Хельсинки — располагается на побережье Финского залива. Береговая линия очень извилиста, у побережья много гранитных островов и островков, поросших лесом. Такая удивительно красивая природа называется шхерами. Многие районы города находятся на островах и полуостровах, вглубь городской застройки вдаются морские заливы. Город очень живописен, в нем много парков и скверов, а многочисленные заливы и многокилометровая линия побережья придают ему особое очарование.
Еще в 1351 году о церковном приходе Хельсинки (Helsinge) упоминается в связи с разрешением, данным монахам эстонского монастыря, промышлять в этих местах лосося и другую рыбу. Значит, если и не было здесь большого поселения, то были крестьянские дворы, с которых уже в XIV веке усердно взимали налоги. Хельсинки, или Гельсингфош (в шведской транскрипции), был основан Густавом Васой в 1550 году в устье реки Вантаанйоки (Vantaanjoki) на месте маленького рыбацкого порта в противовес активно развившемуся в те времена Таллинну. Необходимо было отстоять свое право на торговлю в Балтийском море. Уже в те времена был известен простой способ: создать конкуренцию. Но в 1561 году шведы завоевали Таллинн, поэтому Хельсинки на время утратил свое значение. В 1640 году знаменитый шведский губернатор Пер Браге посоветовал перенести город ближе к открытому морю, что и было сделано. Таким путем власти надеялись придать дополнительный толчок развитию нового порта. Центр тогдашнего Хельсинки находился на полуострове Круунунхака (Kruununhaka), более доступном со стороны моря. Но поставленной цели достичь не удалось. В 1697 году город опустошила чума, а в 1713-м — в ходе Северной войны — Хельсинки сожгли шведы, отступавшие от приближавшихся русских войск. От города остались лишь руины и 150 человек населения. В 1748 году началось строительство морской крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна). Город стал перемещаться под ее защиту в удобную бухту, и с этого времени его центр начал формироваться на нынешнем месте, а сам город стал богатеть и развиваться. В 1808 — 1809 годах в ходе русско-шведской войны Хельсинки опять был сожжен дотла. Но когда в 1809 году Россия присоединила к себе Финляндию, город вновь начал быстро развиваться. В 1812 году русский император Александр I после опустошительного пожара. Прогулка №1 Мы посетим самую старую часть города. Начнем с Сенатской площади (Senaatintori) — главной площади города, на которой находятся Кафедральный собор, университет и здание Государственного совета. Еще в 1600-х годах на этом месте уже была городская площадь с ратушей, а также церковью и кладбищем. Но все это было уничтожено в ходе Северной войны. Площадь начали отстраивать заново только после 1721 года. В 1812 году Хельсинки стал столицей Финляндии, городу понадобился новый градостроительный план, учитывающий его новые потребности. Такой план был предложен его уроженцем Юханом Альбрехтом Эренстрёмом. А архитектором был утвержден Карл Людвиг Энгель, уроженец Берлина, успевший поработать и в Санкт-Петербурге, и в Таллинне. Именно Карл Энгель придал Сенатской площади тот облик, за который ее по праву считают образцом неоклассического зодчества. В память об этих замечательных градостроителях на стене здания университетской библиотеки установлена памятная доска. Самое значительное здание площади — Кафедральный собор — ограничивает площадь с севера. Возведение собора началось под руководством Карла Энгеля в 1830 году и закончилось после смерти великого зодчего его учеником и преемником Эрнстом Лорманном в 1852 году. Лорманн дополнил первоначальный проект четырьмя небольшими башенками, расположив их вокруг центрального купола, и создал два боковых павильона для церковных колоколов. Первоначально собор был назван Никольским в честь Св. Николая, покровителя торговли и мореходства, а также святого-заступника российского императора Николая II. Николай II даже внес свои коррективы в облик церкви: по его указанию на крыше появились фигуры 12 апостолов, выполненные четырьмя немецкими скульпторами. А в качестве картины для алтарной части церкви император подарил собору полотно Т.К. фон Нефа. Внутреннее убранство церкви не отличается роскошью. Его украшают скульптуры Микаэла Агриколы — отца финской литературы — и двух выдающихся реформаторов — Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Свое нынешнее название собор получил в 1959 году, когда Хельсинки стал столицей епархии. Кроме обычных приходских, здесь проводятся и торжественные богослужения. Нижний этаж используется для проведения концертов и выставок. С высоких ступеней собора поверх невысоких крыш открывается замечательный вид на Южную гавань. Останемся на ступеньках церкви, чтобы осмотреть площадь с этой высокой точки. Слева располагается здание Государственного совета, одно из классических сооружений Энгеля. Часть здания было выстроена в 1822 году для Императорского сената Финляндии — верховного органа местного управления. Здесь и сейчас работает правительство страны. На втором этаже располагается кабинет премьер-министра. На здании находятся самые старые общественные часы Финляндии работы мастера Яакко Эхонпойка Кённи. Справа, точно напротив здания Государственного совета, находится здание yниверситета, построенное также по проекту Карла Энгеля в 1832 году. Университет был основан в 1640 году. В 1828 году академия была переведена в Хельсинки и переименована в Императорский Александринский университет, а в 1919 году — в Хельсинкский университет. В 1937 году здание было расширено до размеров квартала. К сожалению, во время Второй мировой войны в 1944 году большая часть здания была уничтожена в результате воздушных бомбардировок. В 1948 году был восстановлен парадный актовый зал, а окончательно реставрация здания была завершена в 1990 году — к 350-летнему юбилею университета. Если сойти со ступенек собора и пройти один квартал направо по небольшой улице Юлопийстонкату (Yliopistonkatu), или Университетсгатан (Universitetsgatan), то обратит на себя внимание здание входящего в состав университета института «Портания» (Portania). С фасада на нем установлен монумент «Хельсинки» работы Эдуардо Чиллиды. Скульптуру подарил университету Культурный фонд Финляндии. Давайте вернемся обратно на площадь и посмотрим на здание, стоящее напротив Кафедрального собора на улице Унионинкату (Unioninkatu, Unionsgatan). Здесь располагается университетская библиотека. Это здание было построено Карлом Энгелем в 1844 году и считается одним из красивейших его творений. Интересны внутренние помещения. Здесь вы увидите одни из самых красивых общественных интерьеров, доступных для свободного обозрения. А в сквере возле стены из тени каштанов взирает на студентов «отец университета» — российский император Александр II. В центре Сенатской площади вы наверняка обратили внимание на памятник императору Александру II работы Вальтера Рунеберга, созданный им в 1894 году. Вокруг центральной фигуры расположены скульптурные группы: «Закон» (Lex), «Мир» (Рах), «Свет» (Lux) и «Труд» (Labor). Император был любим финнами за фактическую автономию, которую страна обрела во время его правления, и произошедшие в связи с этим прогрессивные перемены в обществе. С юга Сенатскую площадь ограничивают дома торговцев-бюргеров, построенные еще в 1700-х годах. После реставрации в первых этажах располагаются рестораны, сувенирные магазинчики и торговая галерея. На вторых этажах — государственные учреждения. Пойдемте дальше на юг по так называемой «музейной» улице. Название ее написано на трех языках: шведском (Sofiagatan), финском (Sofiankatu) и старо-русском (Софшская улица). Улица сохранила свою застройку без каких бы то ни было изменений с конца XVIII века. Здесь же, в доме № 4, построенном по проекту Ларса Сонка, располагается Музей города Хельсинки (Helsingin kaupunginmuseo). Вернемся на площадь и пойдем на восток по улице Алексантеринкату (Aleksanterinkatu, Alexandresgatan). Практически сразу за перекрестком, справа, вы увидите Дом Сёдерхольма (Soderholmin talo), самое старое каменное здание города, ныне один из филиалов городского музея. Дом был построен в 1775 году для самого зажиточного купца Хельсинки Йохана Сёдерхольма. Внутренний дворик домов №№16 —18 по улице Алексантеринкату используется для проведения выставок и торжеств. Он был построен в 1925 году по проекту Вальтера Юнга. Следующее здание красно-коричневого цвета, построенное в 1920 году, служит резиденцией мэра (обербургомистра) Хельсинки. На противоположной стороне улицы за деревьями сквера проглядывает здание в псевдоготическом стиле, построенное в 1862 году по проекту архитектора Хивитца. Предназначалось оно для Рыцарского дома (Ritarihuone) — здания собраний дворянского сословия. На стене актового зала Рыцарского дома можно увидеть гербы всех дворянских родов Финляндии. Сейчас там проводятся концерты камерной музыки. Если пройти по улице дальше, то на углу перед самой площадью вы увидите старое здание Таможни и пакгауза, построенное в 1765 году — второе старейшее здание города. Далее наш путь продолжится по Северной набережной, или Похьосранта (Pohjosranta, Norra kajen). Она застраивалась в начале и середине XIX века преимущественно жилыми домами. Любителям фотографировать стоит учесть, что парадная линия домов бывает хорошо освещена только ранним утром либо в первую половину длинных летних дней, когда солнце практически не прячется за горизонтом. А здания заслуживают внимания. Каждое имеет свой неповторимый стиль и очарование. И великолепен вид на гавань, в которой расположилось множество яхтенных стоянок. Если посмотреть в сторону по¬луострова Катаянокка, то летом у его северо-западной оконечности можно увидеть весь ледокольный флот Финляндии. К наиболее выдающимся постройкам набережной можно отнести дом в стиле ренессанс, построенный в 1899 году архитекторами Себастианом Грипенбергом и Магнусом Шьерфбеком. В сквере Лиисанпуйстико (Liisanpuistikko) вы увидите памятник работы Гуннара Финне и Армаса Линдгрена, установленный в честь погибших во время Гражданской войны 1918 года. Справа видна земляная насыпь, ведущая на остров Тервасаари, на котором в 1600-х годах располагались смоляные склады. Сейчас здесь устроен прекрасный парк с ресторанчиками и летними террасами — одно из излюбленных мест отдыха горожан. За парком поверните налево, на улицу Лиисанкату (Liisankatu, Elisabetsgatan). Вы увидите здание в английском стиле. Раньше это был жилой дом, а сейчас клуб «Свенска клуббен» (Svenska klubben) с ресторанами, специализирующимися в основном на шведской кухне. Напротив сквера, на улице Лиисанкату, можно видеть красные кирпичные постройки, которые до 1924 года использовались в качестве казармы. После этого они перешли в ведение Военной академии. Здесь же располагается Военный музей. Поверните направо, на улицу Меритуллинкату (Meritullinkatu, Sjotullsgatan), а затем налево, на Кулманкату (Kulmankatu, Vinkelgatan). Делая поворот, она упирается в улицу Кристианкату (Kristiankatu, Kristiansgatan), на которой находятся самые старые деревянные постройки в центре города (дом № 12). Сейчас там находится «Дом брандмейстера» — дом-музей, в котором представлена обстановка 1860-х годов, типичная для мелкого буржуа. Сам дом и надворные постройки датируются первой половиной XIX века. Буквально следующий поворот налево приведет вас на улицу Ойкакату (Oikakatu, Gengatan), на которой расположено здание школы с башенками в стиле югенд, построенное по проекту архитекторов Юнга и Фабрициуса в 1905 году. К сожалению, вблизи здание рассмотреть не удастся, поскольку проход по территории школы запрещен. В квартале напротив школьного здания расположены университетские корпуса. Здания построены в разное время начиная с 1960-х годов. Поверните налево, на Снеллманинкату (Snellmaninkatu, Snellmansgatan), пересеките широкую Лиисанкату и поверните направо, на Юрьё-коскинен кату (Yrjokoskisen katu). В конце этой улицы находится сквер Варсапуйстико (Varsapuistikko), в котором можно полюбоваться скульптурой Эмиля Седеркройца «Любовь матери». Далее наш путь продолжится на юг, по уже знакомой улице Унионкату. Сразу же за сквером слева вы увидите здание Метсятало (Metsatalo), спроектированное в 1939 году Юсси Паателой. Сейчас в нем находится НИИ леса. На противоположной стороне улицы, чуть южнее Метсятало, привлекает к себе внимание здание в стиле ампир. Раньше там располагалась больница, а сейчас — одно из зданий Банка Финляндии. Здесь же в бывшем больничном дворике видна скульптура «Привратник» работы Хелены Пюлккянен, установленная в 1981 году. Еще чуть дальше по Унионкату, на углу с улицей Рауханкату (Rauhankatu, Fredsgatan), стоит самая старая православная церковь Хельсинки — церковь Святой Троицы (Pyhan Kolminaisuuden kirkko), построенная по проекту Карла Элгеля в 1827 году. А на противоположной стороне Унионкату стоят монументальные здания бывшей Центральной больницы университета Хельсинки, созданные по проекту Карла Энгеля в 1820-е годы. Больничные отделения переведены в другие места, а помещения отремонтированы и переданы гуманитарному факультету университета. Теперь давайте направимся по улице Рауханкату и, пройдя один кватрал, повернем в сквер на улице Снеллманинкату. Здесь в сквере находится основное здание Банка Финляндии, а перед ним памятник Ю.В. Снельману (1806—1881), идеологу финского национального движения. Памятник воздвигнут в 1923 году, а пьедестал его отмечен следами бомбежки времен войны. Напротив Банка Финляндии находится Дом сословий (Saatytalo). Здание было построено в 1891 году для проведения собраний недворянских сословий: духовенства, буржуазии, крестьянства. А представители дворянства собирались, как мы уже упоминали, в Рыцарском доме. Архитектор здания — Густав Нюстрем. На фронтоне находится рельеф работы Эмиля Викстрема, изображающий Александра II на сейме в г. Борго в 1809 году. Южнее, на углу с улицей Кирккокату (Kirkkokatu, Kyrkogatan), находится бюст Лео Мешелина — влиятельного полити¬ка и сенатора работы скульптора Вальте¬ра Рунеберга, изготовленный в 1909 году. На этом месте бюст установлен в 1943 году. А напротив расположено здание первого почтамта Хельсинки, построенное здесь в 1853 году. Скоро здесь будет работать Почтовый музей (Postimuseo). Еще через несколько шагов вы выходите снова на Сенатскую площадь, которая может послужить отправным пунктов для следующей прогулки. Но вернемся к пристани и площади перед ней. В центре площади находится гранитная стела с позолоченным двуглавым российским орлом наверху. Это Стела императрицы (Keisarinnankivi) — первый общественный памятник Хельсинки, установленный в 1835 году в честь посещения города императором Николаем I и его супругой Александрой Федоровной. Обелиск был выполнен по эскизам Карла Людвига Энгеля. Во время революции 1917 года двуглавый орел был сброшен и хранился в музее. Вновь на обелиск его водрузили в 1972 году. Если стоять на площади лицом к зданиям, то самое правое угловое здание — это дворец президента Республики. Ранее это был частный дом, построенный в 1818 году по проекту Пера Гарнштедта. Государство приобрело здание, Карл Энгель сделал в нем некоторую перепланировку, и с 1843 года оно превратилось в финляндский дворец российских императоров. С 1919 года в этом здании работает президент Финляндии. Здесь расположены его рабочий кабинет и представительские помещения. Когда президент находится во дворце, на крыше здания развевается государственный флаг. За чугунной решеткой в глубине двора — главный пост финской гвардии. Смену караула можно наблюдать с Торговой площади. Слева от Дворца президента расположилось здание Верховного Суда, которое изначально, в 1883 году, также было построено архитектором Ф.А. Шёстрёмом как частный особняк. Еще левее находится здание посольства Швеции, также бывший частный дом коммерц-советника Ю.Х. Хейденштрауха, построенный в середине XIX века в неоклассическом стиле. В 1922 году здание было реконструировано, и сейчас его внешний облик напоминает королевский дворец в Стокгольме. В следующем здании работает муниципалитет Хельсинки. Оно было построено в 1833 году Карлом Энгелем для отеля «Сеурахуоне» (Seurahuone), который в нем размещался до 1913 года. С 1930-х годов здание передали муниципалитету. На его фронтоне — герб Хельсинки. Наверняка вы уже заметили на другом берегу канала величественное сооружение православного Успенского кафедрального собора. Он был возведен в 1868 году по проекту русского архитектора А.М. Горностаева. Здание собора построено в псевдорусском стиле. На сегодняшний день — это самый большой православный собор за пределами России. С холма, на котором стоит собор, открывается замечательный вид на центральную часть Хельсинки и гавань. Интересен интерьер собора. Его свод опирается на четыре гранитных столба. Посетить собор лучше всего в ходе прогулки по району Катаянокка. А сейчас давайте пройдем по набережной Этеляранта (Etelaranta, Sodrakajen) в направлении пассажирского терминала парома «Силья Лайн». На набе¬режной, у самой линии воды, ваше вни¬мание привлечет длинное одноэтажное красно-желто-белое кирпичное здание. Это самый старый крытый рынок Хельсинки (Wanha Kauppahalli), построен¬ный в 1888 году архитектором Густавом Нюстрёмом. Он был полностью отреставрирован и открыт в обновленном виде в 1989 году. Прямо напротив ресторана расположилась летняя эстрада, на которой в теплое время года ежедневно проходят представления. По обе стороны от эстрады видны бассейны и скульптуры «Мальчики-рыболовы» и «Наяды»), выполненные в 1942 году скульптором Виктором Янссеном. Парк с обеих сторон огибают автомобильные дороги и тротуары. Уже в XIX веке улицы по обе стороны парка стали популярным местом прогулок для жителей города. Улицы были названы, соответственно, Северной Эспланадой (Роnjoesplanadi, Norra Esplanaden) и Южной Эспланадой (Etelaesplanadi Sodra Esplanaden). Больше «повезло» Северной: она дольше освещается солнцем, что немаловажно в холодной северной стране. Особенно хорошо здесь длинными летними вечерами, когда солнечные лучи мягко освещают великолепные фасады домов, летние выносные кафе с посетителями и вездесущих уличных музыкантов. Рассмотрим подробнее здания по обеим сторонам парка и начнем с Северной Эспланады. Угловой дом с башенками (№ 19) построен в 1816 году по проекту Пера Гранштедта как здание банка. Сейчас здесь располагается информационный центр города Хельсинки. Для туристов — это очень важное здание: в нем находится туристический информационный пункт, предоставляющий бесплатные материалы и информацию не только о столице, но и обо всей стране. Следующее красивое здание (№ 21) выполнено по проекту Карла Энгеля. Ровно напротив — на Южной Эспланаде — расположено самое старое здание этого района — двухэтажный дом с балконом, построенный в стиле ампир. Здесь находятся залы приемов Государ- ственного совета. Здание было построе¬но в 1824 году по проекту Карла Энгеля для военного инспектора, позднее его занимали генерал-губернаторы. Во время Гражданской войны 1918 года здесь размещался штаб «красных». Весь следующий квартал Северной Эспланады занимает здание, возведенное по проекту Хёйера и представившее новое на тот момент времени направление в архитектуре Хельсинки XIX века — неоренессанс. Дом получил название «Каменная стена Грёнквиста» (Gronkvista kivimuuri) и после завершения строительства в 1883 году стал самым крупным жилым зданием Северной Европы. На перекрестке Клуувикату (Kluu- vikatu, Glogatan) и центральной части парка стоит памятник национальному поэту Финляндии Йохану Людвигу Рунебергу (1804— 1877), выполненный его сы¬ном, Вальтером Рунебергом, в 1885 году. Продолжаем нашу прогулку по Север¬ной Эспланаде. Следующее здание было построено по проекту все того же Т. Хёйера, на этот раз — для отеля «Кэмп». В 1965 году оно было разобрано, а в 1969-м — построено новое, фасад которого со стороны Эспланады напоминает фасад предыдущего строения. Это здание предназначалось уже для центрального отделения Национального акционерного банка. Отель с прежним названием открылся здесь только в 1999 году. Соседнее здание (№ 31) также было построено по проекту Т. Хёйера. Он был самым значительным архитектором Хельсинки конца XIX века, однако многие из построенных им в центре столи¬цы зданий в 50 — 60-х годах прошлого ве¬ка были снесены. Попробуем заглянуть направо, на ули¬цу Миконкату (Mikonkatu, Mikaelsga- tan). На ней нет архитектурных достопримечательностей, да и летом, пожалуй, она не будет выделяться среди многих других улочек Хельсинки. А вот зимой тут вас ждет сюрприз: мостовые этой улицы подогреваются, на них не бывает ни снега, ни наледи. Устроили это новшество летом 2007 года. Теперь давайте перейдем проезжую часть Северной Эспланады и зайдем в парк. Справа здесь стоит памятник поэту Эйно Лейно (1878 — 1926) работы Лаури Леплянена. Он установлен в 1953 году. А неподалеку видна скульптура Гуннара Финне «Сказка и быль» (Tale ja tositarina), установленная в 1932 году в честь историка и сказочника Захариаса Топелиуса (1818— 1898). Дальше в парке расположилось здание Шведского театра. Первое, деревянное, здание появилось на этом месте в 1827 году, а нынешнее, выполненное по проекту петербургского архитектора Николая Бенуа, — в 1866-м. Сцена, окрашенная в красные и золотистые тона, с тех пор не перестраивалась, а фасад обновили и перекрасили в 1936 году по проекту архитекторов Ярла Эклунда и Ээро Сааринена. Пройдемте еще немного дальше и выйдем на Южную Эспланаду. Дом на перекрестке с Коркеавуоренкату (Korkeavuorenkatu, Hogbergsgatan), построенный в 1908 году по проекту Ларса Сонка, предназначался для Ипотечного общества. Здание было реконструировано и надстроено в 1950 году. Сейчас там размещается Министерство транспорта. Верхний этаж предыдущего здания по Южной Эспланаде (под номером 14) за¬нимает ресторан «Савой». С его террасы открывается замечательный вид на Хельсинки. Здание построил в 1937 году архитектор Алвар Аалто. Мы же с вами пройдем мимо Швед¬ского театра (Ruotsalainen teatteri), выйдем на проспект Маннергейма (Маппегheimintie, Mannerheimvagen) и окажемся на весьма оживленной площади. На юго-запад уходит зеленая тенистая улица Булеварди (Bulevardi). Если у вас есть время, советуем пройти по ней до конца, до набережной и площади Хиеталахдентори (Hietalahdentori). Эта улица застраивалась в конце XIX — начале XX веков, по примеру парижских бульваров, домами с красивыми фасадами. Летом здесь много уличных кафе, а кондитерские — лучшие в городе. Например, кафе Экс- берга (Eksberg kahvila) в доме № 9 — старейшее в Хельсинки. Ближе к набережной, в здании быв¬шей пивоварни Синебрюхова, располагаются художественный музей (Sinebrychoff ulkomaisseen taiteen museo) и Александринский театр (Aleksanterinteatteri). Кстати, от имени прежних владельцев пивоварни происходит название самого популярного пива Финляндии: «Кой» — окончание от фамилии Синебрюхов. Городские предания утверждают, что подвыпившие финны не могли правильно произнести фамилию, поэтому сократили ее. Вернемся на проспект Маннергейма Шведскому театру. Сразу за ним стоит большое здание универмага «Стокманн». Центральная часть здания была построена в 1930 году по проекту Сигурда Фростеруса, а с 1989 года универмаг занял целый квартал. Пристройки про¬ектировали архитекторы Кристиан Гюллшпен, Эркки Кайрама и Тимо Вормала. Пройдем вдоль универмага по проспекту Маннергейма. У северного угла здания в 1932 году установлена скульптурная композиция «Три кузнеца» работы Феликса Нюлунда. На ее постаменте — следы бомбежек, проходивших во время Второй мировой войны. Памятник любят не только туристы, но и мест¬ные жители, которые частенько назначают здесь свидания. От памятника направо уходит улица Алексантеринкату (Aleksanterinkatu, А1exandersgatan), названная в честь рос¬сийского императора Александра II. Сейчас это — деловой и торговый центр города. На ней сосредоточены многочисленные магазины, банки и другие учреждения. На площади далее увидим Старый студенческий дом, построенный в 1870 году архитектором Хампусом Дальстрёмом (фронтон выполнил Вальтер Рунеберг). Здание построено на пожертвования, со¬бранные финским народом на нужды студенчества. У главного входа стоят две скульптуры Роберта Стигелла. Сейчас это один из корпусов университета. Пройдем еще квартал по проспекту Маннергейма. На углу за перекрестком с улицей Кайвокату (Kaivokatu, Brunnsgatan) стоит здание торгового дома «Сокос», построенное к Олимпийским играм года по проекту Эркки Хуттунена. Свернув направо и пройдя немного по улице Кайвокату, мы выйдем на оживленную Вокзальную площадь (Rautatientori, Jarvangstorget). Чуть левее находится здание вокзала, построенное в 1919 году по проекту Элиеля Сааринена. Это здание является не только символом Хельсинки, но и символом страны, самым известным произведением финской архитектуры. Оно отражает переход от национальноромантическо- го стиля архитектуры к функциональному. Расположенные по обе стороны от центрального входа фигуры со светильниками в руках выполнены Эмилем Викстрёмом. Управление Финских желез¬ных дорог с большим юмором относится к этим символам и обыгрывает фигуры на обложке каждого нового издания рас¬писания поездов. Любуясь вокзалом, мы миновали здание из серого гранита на углу проспекта Маннергейма и Кайвокату, построенное в 1913 году по проекту Армала Линдгрена и предназначавшееся для магазинов и отелей. Если пройти далее вдоль вокзала, можно выйти на Привокзальную площадь. В центре ее, перед зданием Наци¬онального театра Финляндии, установлен памятник финскому писателю Алексису Киви (1834— 1872). Серое гранитное здание Национального театра, центральной финноязычной сцены, построено по проекту Онни Тарьянне в национально-романтическом стиле в 1902 году. В 1962 году была вы¬полнена капитальная реконструкция помещений театра. А если театр обойти, то небольшой отрезок уже известной нам улицы Миконкату приведет вас в парк Кайсаниеми (Kaisaniemi), разбитый здесь в 1820-е годы. Парк назван в честь Кайсы Валлунд, владелицы ресторана, особенно популярного среди студентов, Ресторан работает до сих пор, и в первомайское утро здесь собираются шведскоговорящие студенты и поют свои песни. Парк — любимое место прогулок го¬рожан. Летом здесь очень ухоженная зеленая зона со скульптурами и фонтаном, зимой проложены лыжни. И в любое время года работает университетский Ботанический сад (Kaisaniemen kasvitieteellinen puutarha). Здания для оранжереи были построены по проекту Франца Фальдермана в 1830-е годы. Далее парк выходит к заливу Кайсаниеменлахти (Kaisaniemenlahti). Если у вас есть время, прогулка здесь доставит вам удовольствие. Мы начнем ее с известной нам Торговой площади. Маршрут этот особенно рекомендован любителям архитектурного стиля модерн, потому что он пройдет по району Катаянокка Katajanokka) — району, где лучше всего сохранились здания, построенные в сти¬ле югенд. Конечно, этот маршрут не блещет имперской помпезностью, да и туристы сюда заходят нечасто. Но, на наш взгляд, район Катаянокка заслуживает отдельного внимания и относится к жем¬чужинам Хельсинки. Прогулка №2 Ее мы начнем от площади железнодорожного вокзала. Между универмагом Сокос и новым зданием отеля «Holiday Inn» слева от вокзала находится Глав¬почтамт, построенный в 1937 году по проекту архитекторов Й. Ярви и Э. Диндуса. В здании расположен Почтовый музей с коллекциями почтовых марок. Давайте выйдем на проспект Маннергейма. Справа на небольшой площади расположен памятник прославленному маршалу. Эта конная статуя народному герою была установлена в 1960 году Автор — скульптор Аймо Тукиайнен. Следуя далее по проспекту Маннергейма, перейдем железнодорожный мостик, Сразу за мостиком расположен Музей современного искусства «Киасма» (Kiasma), построенный в 1998 году по проекту американского архитектора Стивена Холла. Здание выделяется своей угловатостью и, на взгляд местных жителей, не вписывается в ансамбль проспекта Маннергейма. Но что поделаешь, если его проектировала знаменитость? На противоположной стороне проспекта стоит белое прямоугольное здание Парламента Финляндии, построенное в 1925 — 1931 годах архитектором И.С. Сиреном в духе монументального классицизма. Для строительства подбирали дорогой строительный материал, нетипичный для Хельсинки, желая подчеркнуть значимость здания, в котором будет размещаться высший орган государственной власти. Здание открыто для щет имперской помпезностью, да и туристы сюда заходят нечасто. Но, на наш взгляд, район Катаянокка заслуживает отдельного внимания и относится к жем¬чужинам Хельсинки. Подробное описание прогулки изложено в разделе «Основные достопримечательности страны». Перед зданием Парламента находит¬ся выполненный в 1959 году скульптором Вяйнё Алтоненом памятник первому президенту. Далее по этой же стороне проспекта ваше внимание привлечет монументальное здание Национального музея, построенное в 1906 году по проекту архитекторов Г. Гезелиуса, А. Линдгрена и Э. Сааринена, известных мастеров национально-романтического стиля. Здание было построено специально для музея, оно стилизовано под средневековый замок и напоминает Кафедральный собор Турку: гранитный фасад, шатровые крыши, башня-колокольня с острым шпилем. Высокий сводчатый потолок просторного вестибюля расписан фресками Аксели Галлен-Каллела на сюжеты легендарного финского эпоса «Калевала». Перед входом — скульптура «Медведь» (Karhu) работы Эмиля Викстрёма. На противоположной стороне проспекта Маннергейма находится один из филиалов Музея города Хельсинки — «дача Хакасалми» (Hakasalmen huvila). Особняк был построен в 1846 году по проекту Эрнста Лорманна для Авроры Карамзиной, урожденной Шернваль. После возвращения из Петербурга она прожи¬ла здесь до самой смерти в 1902 году. Эта удивительная историческая личность, красивая обаятельная дама до замужества жила в Гельсингфорсе, здесь же была обручена, а потом зачислена в штат фрейлин Ее Величества, Жених Авроры смертельно заболел и умер за несколько дней до назначенного венчания. Впоследствии она была замужем за Демидовым, владельцем уральских заводов. После его кончины фактически управляла всеми его заводами, да так, что, по словам Д. Мамина-Сибиряка, особо нерадивым работникам, приказчикам и управляющим часто грозили именем хозяйки. А затем, когда ей было уже за сорок, вышла замуж за сына рус¬ского историографа Андрея Николаеви¬ча Карамзина. Ее второй супруг погиб в 1854 году, во время Крымской войны. В Финляндии Аврора Карамзина много внимания уделяла благотворительной деятельности и развитию системы образования для женщин. Аврора Карловна прожила 94 года. Сейчас ее дача превра¬щена в музей. Сразу же за дачей Авроры Карамзи¬ной стоит огромный концертный центр «Финляндия» (Finlandia). Центральный корпус был сооружен в 1971 году, крыло для проведения конгрессов — в 1975-м. Вся обстановка вплоть до мельчайших деталей была разработана великим ар¬хитектором Алвара Аалто. Во дворце проводятся экскурсии. Сразу за дворцом «Финляндия» на небольшом возвышении стоит памятник известной в Финляндии ижорской сказительнице Ларин Параске (Пара¬скеве Никитиной) (1833—1904), выполненный Алло Сайло в 1949 году. Давайте перейдем на противоположную сторону проспекта Маннергейма и пройдем по улице Аврораканнту (Аurorankatu, Auroragatan), затем повернем направо, на Аркадианкату (Arkadiankatu, Arkadiagatan) и еще раз направо, на Фрефикинкату (Fredrikinkatu, Fredriksgaаn). Мы подходим ко входу в знаменитую Церковь в скале — Temppeliaukio. Идея церкви, высеченной в скале, не но¬на. Такие сооружения существуют во многих странах мира. Уникальным является воплощение идеи. Эта церковь была сооружена в 1961 году архитекторами Тимо и Туомо Суомалайнен. Внутренний объем высечен в каменном массиве, потолок диаметром 24 метра украшен медной проволокой. В церкви довольно часто проходят конверты органной музыки. Выйдя из церкви, поверните направо и дойдите до улицы Мехелининкату Mechelininkatu, Mechelingatan), далее то ней направо до парка, в котором расположен памятник великому финскому композитору Яну Сибелиусу. Он соору¬жен скульптором Э. Хилтуненом в 1967 году в парке, носящем имя композитора. Этот памятник — один из символов города. Вообще-то в Хельсинки огромное множество самых разнообразных музеев. Но нам кажется, что «обязательны» к посещению «Национальный музей Финляндии», «Атенеум», «Киасма», музей-крепость Суоменлинна. Все остальное на ваше усмотрение. Билеты обычно недорогие, а для детей — часто вообще бесплатно. Если вы решили посмотреть сразу несколько музеев, имеет смысл купить карточку Helsinki Card, которая к тому же дает право бесплатного проезда на общественном транспорте. По будням во многие музеи вы сможете пройти и вовсе бесплатно, нужно только знать расписание. Приводим его для самых популярных музеев города символизируют орган, а кто-то — финский лес. Открыт: вт—ср 11.00—20.00; чт-вс 00—18.00. Музей современного искусства «Киасма» (Kiasma) располагается в причудливом здании — косые стены, белоснежные пандусы. Здесь не просто можно, а нужно все трогать, щупать, нюхать, нажимать на кнопки и заглядывать в окошки. Это — современное искусство, оживающее в виде инсталляций. Открыт: вт 9.00— 17.00, ср-вс 10.00— 20.30. Адрес: пл. Маннерхейминаукио (Mannerheiminaukio), 2. Музей зарубежного искусства Синебрюхова (Sinebrychoff ulkomaisseen taiteen museo) располагает самой большой в стране коллекцией итальянской, голландской и фламандской живописи. Собраны русские и карельские иконы, графика, кабинетная мебель, а также значительная коллекция миниатюр и ценных предметов из серебра и фарфора. Музей занимает бывший особняк купцов-пивоваров Синебрюховых, построенный в стиле ампир. Он открылся в 1921 году, когда супруги Синебрюховы передали городу свою коллекцию. Открыт: вт, пт 10.00—18.00, ср, чт 20.00, сб, вс 11.00-17.00. Адрес: Bulevardi 40. Художественный музей «Атенеум» (Ateneumin taidemuseo) — самый первый художественный музей страны, коллекция которого начала формироваться с 1846 года благодаря усилиям Финской ассоциации изящных искусств. Сейчас здесь представлено самое большое собрание живописи, скульптуры и графики Финляндии начиная с середины XVIII века. Открыт: вт, пт 9.00—18.00, ср, чт 4W 9.00-20.00, сб, вс 11.00-17.00. Адрес: ул.Кайвокату (Kaivokatu), 2. Музей под открытым небом «Сеурасаари» (Seurasaaren ulkomuseo) находится на одноименном острове и представляет собой собрание различных деревянных построек практически из всех регионов Финляндии. Музей открыт только в летнее время. Традиционно там проходят народные гуляния, празднование Иванова дня и Рождества. Зимой все строе¬ния закрыты, а территория музея используется как парк. Открыт: с 15.05 по 15.09, пн—пт 15.00, сб-вс 9.00-17.00. В Хельсинки очень много других му¬зеев и выставочных залов различной на¬правленности. Наиболее полную информацию о них вы можете получить в туристическом бюро. |
|
Поделитесь своими впечатлениями |
|
|