MEGATIS Атлас мира Болгария Достопримечательности Долина фракийских царей в Казанлыке |
реклама у нас |
Долина фракийских царей в Казанлыке |
|
Долина фракийских царей в Казанлыке В 200 км к востоку от Софии, практически в центре Болгарии, расположен город Казанлык. Он знаменит в том числе и тем, что здесь находится Долина Роз, которая обеспечивает сырьем такую эксклюзивную отрасль болгарской промышленности, как производство розового масла, Однако помимо этого в Казанлыке расположена и Долина фракийских царей (Долината на Тракийските Царе).
Дело в том, что на месте Казанлыка в древности стояла фракийская столица Севтополис (V —IV века до н.э.). От самой столицы ничего не осталось, но фракийские цари имели обыкновение быть похороненными в больших курганах, и эти молчаливые свидетели древней цивилизации дошли до наших дней. Главная фракийская гробница находится в городской черте Казанлыка, в парке Тюлбето. Она была обнаружена во время Второй мировой войны, в 1944 году, одним болгарским солдатом в период строительства воздушной базы. Гробница датируется концом IV века до н.э. и была построена для фракийского царя Ройгоса. Самое ценное в гробнице — это фрески, выполненные с явным влиянием древнегреческого искусства. Во фресках преобладают черные, красные, желтые и белые краски. Оригиналы фресок доступны только ученым с разрешения министерства культуры, туристам же предлагаются копии. Музей открыт ежеднев¬но с 9.00 до 17.00, вход 2 лв. Добраться в Казанлык из Софии можно на автобусе с центрального автовокзала (6 часов). Гробница состоит из вестибюля, коридора и погребального зала. Система украшения коридора интересна и сложна. Стены обмазаны финной блестящей штукатуркой. Красивый фриз с характерным для эпохи растительным вью¬щимся орнаментом обтачивает их в верхней части. Изображены военные сцены, причем центр каждой из них подчеркнут парой воинов, по обеим сторонам которых расположены всадники. Сам погребальный зал имеет купол, и на нем две линии росписей. Нижняя изображает слуг с яствами для вождя, который сидит за столом. Справа — его жена, со скорбным лицом. Пара держится за руки, что символизирует прощание перед последующей встречей в мире мертвых. Выше расположена фигура богини-матери (Деметры). Верхняя линия росписей посвящена гонкам на колесницах — возможно, это намек на состязательные игры, которые часто сопровождали фракийские похороны. Этот образец древнефракийского искусства — лучший в своем роде. Изящная композиция, реалистические детали, высокое мастерство художников. Хотя специалисты до сих пор спорят, является ли это все шедевром древнегреческого искусства, или же все-таки гробницу расписывали местные фракийские мастера. Кроме фракийской гробницы, в парке Тюлбето можно осмотреть также этнографический комплекс и мавзолей (тюрбе) Лала-Шахин-паши, бывшего в начале XV века первым османским губернатором Румелии. Он погиб в бою здесь, под Казанлыком, и, скорее всего, его останки были забальзамированы в меде, чтобы тело можно было отвезти на родину, в Турцию. Казанлыкский же мавзолей — не более чем символический. Этнографический комплекс состоит из нескольких реставрированных домов XIX века, принадлежавших торговцам розовым маслом. Тюрбе же представляет собой стандартный турецкий мавзолей восьмиугольной формы. Культурным центром города считается читальня «Искра», где находится городской музей. Там представлено несколько фракийских находок, среди которых выделяется «Золотая маска». Там можно наблюдать план древнего Севтополиза, сделанный по эскизам известного Гипподама из Милета. Сама же Долина фракийских царей положена вдоль дороги из Казанлыка на перевал Шипка. Самая известная гробница — Мыглижская, она находится в 3 километрах к западу от городка Мыглиш (туда едет регулярный автобус из Казанлыка). Она датирована III веком, а ее общая длина 23 метра. Всего же здесь насчитывается около 1500 курганов, которые можно видеть по обе стороны дороги. Не все курганы содержат в себе каменные могилы богатых представителей фракийского общества, и до сих пор ученые не знают, Киму ставили курганы — только царям или жрецам и другим представителям элиты. Тем не менее, очевидно, что такое широкое распространение курганов отражало растущее богатство и уровень развития фракийского общества начина с V века до н.э. После нескольких десятилетий интенсивной археологической деятельности группа четырех могил теперь открыта для публики. Тем не менее, министерство культуры Болгарии склонно ограничивать дальнейшие раскопки, так как количество открытых могил опережает способность и властей обеспечить потом их охрану. Посещение курганов возможно, но необходимо заказывать тур за три дня (стоимость 4 лв за курган). Ближайший из курганов находится около деревни Шипка, датируется V веком до н.э. и называется Могила Оструша. Внутри можно видеть замечательную погребальную комнату, выложенную гранитом. Правда, фрески на потолке зала очень выцветшие и нечеткие, только одна из них явственно представляет нам небольшой портрет рыжеволосой девушки. Остальные курганы датируются по крайней мере столетием позже, нежели Оструша, и, подобно могиле в парке Тюлбето, созданы в форме купольных погребальных комнат, в которые надо проходить через узкий проход-коридор. Большинство фракийских курганов не раскопаны археологами. Но уже ясно, что эти курганы были воздвигнуты обществом, которое уделяло погребальным культам большое значение. Впрочем, фракийцы в этом отношении были неодиноки — в массе древних культур почитание предков служило главным культом. Некоторые могилы служили семейными мавзолеями, хранившими останки нескольких поколений. Согласно древнему историку Геродоту, усопший фракиец благородных кровей должен был быть похоронен в течение грех дней, и на это время объявлялся траур, сопровождаемый, однако, большим народным праздником. После того как тело хоронили или сжигали, начиналась серия атлетических игр и соревнований, причем победителям выплачивались большие премии. Геродот также отмечает, что среди тех племен, где практиковалась полигамия, жены мертвого воина конкурировали между собой за честь быть объявленной любимой женой, чтобы после смерти мужа быть умерщвленной и похороненной рядом с ним. Это утверждение частично подтверждается находками в некоторых курганах — там были найдены кости молодых по всем признакам женщин, которые лежали рядом с останками вождя. Во мно¬гих случаях, однако, фракийские вожди ограничивались тем, что рядом с ними хоронили любимую лошадь. Современные археологические исследования указывают на богатую погребальную культуру фракийцев, полную символики, о значении которой можно только догадываться. Множество курганов спустя некото¬рое время после погребения вскрывались, чтобы совершить новые жертвоприношения и другие ритуалы видимо, места погребения служили в качестве культовых ценров. В некоторых случаях тело выкапывалось и перемещалось в другое место — или в пределах кургана, или куда-либо еще. Это указывает на ритуальное перезахоронение как важную часть погребальной практики. |
|
Поделитесь своими впечатлениями |
|
|