Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Греция Достопримечательности Афинский археологический парк (Акрополь)
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Монастыри Мереора, Родос – город рыцарей-ионнитов, Археологический заповедник Дельфы, Кносский дворец на Крите, Остров Санторини, Развалины Олимпии, Национальный археологический музей в Афинах, Гора Афон - монастырская республика, Паломнический остров Тинос

Афинский археологический парк (Акрополь)

Афинский археологический парк (Акрополь)

Афинский Акрополь — безусловная мегадостопримечательность не только сголицы, но и всей Греции. Посещение акрополя туристом в Афинах неизбежно, как восход солнца. Акрополь – это символ античного величия, большим пупом возвышающийся над суетой современного, задыхающегося летнего зноя города. Это несколько храмов, среди которых центральное положение занимает Парфенон - смертное классическое архитектурное творение. Все здания Акрополя построены из светлого пентелийского мрамора, добытого на горе Пентеликон, что к северу от Афин.

Кроме Акрополя, в центре Афин сохранилось множество античных зданий, которые объединены в так называемый Археологический парк. У него несколько секторов: 1) Акрополь; 2) Старая Агора; 3) Римская Агора; 4) холмы Пникс и Филопаппу; 5) арка Адриана и храм Зевса; 6) кладбище Керамикос.

Вход на Акрополь открыт с 8 утра до 7 вечера, зимой иногда закрывается в 14.30. Музей Акрополя закрывается за полчаса до самого Акрополя.

Акрополь (Acropolis) имелся практически в каждом древнегреческом городе — как кремль в каждом русском. Это самая возвышенная часть города, проще говоря, холм, на котором можно было поставить крепость и храм в честь бога-покровителя данного города.

Афинский акрополь — это 156-метровый скалистый холм, который возвышается над городом так, что его невозможно не заметить.

На самом верху стоит величественный Парфенон (Parthenon) — храм богини Афины, построенный в 447 — 438 гг. до н.э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшенный потом под руководством скульптора Фидия.

Все это построено в самые золотые для Афин времена, когда правил Перикл. Однако на скале еще в VI в. до н.э., при тиране Пизистрате, возвели храм Афины. Его, правда, разрушили персы в 480 г. до н.э.

Дальнейшая историческая судьба Парфенона типична для многих древнегреческих памятников: в V в. он стал церковью Богоматери, а в XV в. — мечетью. Добившись независимости, греки принципиально снесли с Акрополя все, что, с точки зрения античного наследия, было ненужным (минарет, выстроенные турками арсеналы и прочее) и восстановили, насколько это было возможно, Акрополь в первозданном виде. А потом скульптуры заменили копиями.

Парфенон — самое классическое в мире колонное здание. От него сохранилась, правда, только западная стена, и полную композицию можно себе только представлять. Огромные разрушения нанесли Парфенону венецианцы во время своей осады Афин 1687 г.: они умудрились четко попасть по нему ядром из пушки — а у турок там был пороховой склад. Поэтому взорвалось все так, что мало никому не показалось. И сейчас даже не стоит вопрос о том, чтобы восстановить все в том виде, в котором это было до рокового пушечного выстрела. Хотя изначально греки, обретя независимость, этого хотели. Потом не было денег, и только со вступлением Греции в Евросоюз они появились.

И вот уже двадцать с лишним лет ведутся реставрационные работы, а внутрь Парфенона туристов не пускают. Но внутри все равно ничего нет, а оценить величие здания будет достаточно при дозволенном уровне приближения к архитектурному шедевру.

Когда-то внутри Парфенона стояла 11-метровая статуя богины Афины из слоновой кости и золота работы великолепного скульптора Фидия. Статуя выполняла важную ритуальную роль в день Великих Панафиней. Этот праздник богини Афины отмечался раз в четыре года. Она стояла там вплоть до V века. Статуя бесследно исчезла. когда император Феодосий издал свой знаменитый «антиязыческий» декрет 395 г. Сейчас в археологическом музее стоит только ее римская копия.

Кроме Парфенона, на холме еще несколько интересных объектов. Начинается все Пропилеи — мраморного портика, или ворот, к Парфенону, постоенного архитектором Мнесиклом в 437 — 432 гг. Правда, они так и остались недостроенными, поскольку как раз разразилась война со Спартой, а дальше Афины покатились к упадку.

Справа от Пропилеи стоит довольно миниатюрый и изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный высокими барельефами на греко-персидских войн. Он тоже сделан из мрамора, строил его в 427 — 424 до н. в. Калликрат. Но взору представлен не оригинал, а новодел XIX в. — греки восстановили храм, который до них порушили турки. Чем-то он завоевателям не понравился...

Наконец, один из самых знаменитых храмов Акрополя — Эрехтейон (421 — 408 гг. до н.э.) с гигантскими кариатидами (скульптурами юных девушек, поддерживающих портик). И снова приходится констатировать безжалостность времени. К моменту, когда греки вернули свой суверенитет над Афинами, вместо шести кариатид на месте было только четыре. Одну куда-то подевали турки, а вторую выломал в начале XIX в. посол Британии в Османской империи лорд Элджин, и она теперь стоит в Британском музее.

Впрочем, и те кариатиды, которых вы увидите на Акрополе, тоже не подлинники, а копии — говорят, им очень вреден афинский смог («нефос»), Эрехтейон — сооружение весьма необычное для классической архитектуры Древней Греции, он асимметричен и даже где-то находится в оппозиции к Парфенону по стилю.

Эрехтейон был построен в наиболее священной части Акрополя, на том месте, где якобы состоялся знаме¬нитый спор Афины и Посейдона о том, чьим именем нужно было назвать город. Дыра в потолке и полу показывает место, где Посейдон сотворил фонтан. Но Афина выиграла спор, предъявив в качестве аргумента появившееся от удара ее копья оливковое дерево.

Дерево росло вплоть до вторжения персов, они его сожгли, но как только захватчиков прогнали, оно необъяснимо проросло опять.

Сейчас олива снова растет, она была символически посажена здесь в 1917 г. одним американским археологом.

Единственное стоящее на вершине скалы здание, не относящееся к древности, — это музей Акрополя. Он второй по старшинству среди музеев города после Национального археологического. Сейчас он находится в новом здании, которое в 2007 г. построил один из ведущих мировых архитекторов фран¬цуз Бернар Чуми.

Из галереи музея можно видеть Парфенон во всей красе. Внутри собраны археологические находки разного калибра, относящиеся к афинскому Акрополю. Среди основных экспонатов: рельеф со скульптурами Фидия, украшавший Парфенон (443 — 438 гг. до н.э.); подлинные кариатиды Эрехтейона; мраморная статуя молодого человека «Мосфохор» (Moschophoros) с теленком на плечах, предназначенным в жертву богине Афине (570 г. до н.э.); коры с острова Хиос (510 г. до н.э.) — статуи девушек, посвященных богине Афине.

Как добраться до Акрополя?

Лучше всего выйти на станции метро «Akropolis» и по указателям выйти на променад Дионисиу Ареопаrumy (Dionissiou Areopagitou). Дальше идти по этой улице, огибая Акрополь с юга — мимо театров Диониса и Ирода Аттика.

Можно выбрать и другой путь, от центральной площади Афин — Синтагма. Этот путь будет чуть длиннее, по проспекту Амалии (Leof. Amalias) до арки Адриана, возде которой вы выйдете на променад.

Между прочим, отличный вид на Акрополь открывается из вагона метро, когда едешь в Пирей или из него.

Кстати, о театрах. Их на южном склоне Акрополя два. Театр Диониса на 17 тыс. зрителей был местом премьер комедий Аристофана, драм Софокла и Еврипида. Нынешние руины, однако, относятся ко времени римского императора Нерона — именно тогда театр решили подновить. Cохранился он не очень хорошо, в наличии только 20 из 64 рядов.

Театр Одеон Ирода Аттика сохранился лучше, его построили римляне в 161 г. н.э., и там по-прежнему регулярно проходят представления. Сейчас там выступают рок-звезды калибра «Rolling Stones» и Элтона Джона, а также даются представления в рамках летнего Афинского фестиваля.

Между театрами находятся остатки римского портика Эвмены — крытой колоннады, построенной для защиты зрителей от непогоды.

И еще одно древнее сооружение нельзя обойти вниманием. В самом начале пути на Акрополь, как только от станции метро вы попадаете на променад, направо отходит маленькая улица Фриниха (Frinihou), пройдя по которой квартал вы оказываетесь на маленьком перекрестке. Там стоит так называемый Монумент Лисикрата (334 г. до н.э.). Это круглое сооружение из мрамора и камня с шестью коринфскими колоннами было построено в честь некоего античного артиста, выигравшего ежегодный конкурс в театре Дионисия. Его еще часто называли «фонарем Диогена».

В Средние века монумент стал частью капуцинского монастыря, и монахи использовали его под библиотеку-читальню. В монастыре в 1810 г. останавливался Байрон и написал начальные главы своего «Чайльд Гарольда».

Агоры и Ареопаг

Если Акрополь был религиозным центром и местом культа, то Агора — центром ежедневного сбора горожан, живших своей земной жизнью. Здесь были торговые лавки и административные здания и продавали все что угодно: рабов, фиги, виноград, туники и медальоны. От древних Афин осталось две агоры — та, что была в классический и эллинистический периоды (гак называемая старая Агора) и римская Агора, которую построили после завоевания Афин римлянами.

Начнем с римской Агоры, которая расположена прямо около станции метро «Monastiraki», нужно лишь перейти через площадь.

Главное сооружение римской Аго¬ры — восьмиугольная Башня Ветров (Aerides) 12-метровой высоты. Построили ее в 40 г. до н.э. под руководством сирийского астронома Андроника, внутри были водяные часы, а наверху — флю¬гер. Башня строго сориентирована по частям света.

На верхнем фризе башни, на каждой ее грани, барельефы изображают того или иного бога ветра. Северные боги (Скирон, Борей и Кекий) выглядят более сурово, южные (Липе, Нот и Эвр), наоборот, оптимистично, но удачнее всего изображены западный ветер Зефир с цветами и восточный ветер Апелиот, украшенный фруктами и прочими плодами. При османах башню облюбовали танцующие дервиши.

От библиотеки, построенной в 132 г. н.э., осталась только одна стена с колоннами. Рядом с этой сохранившейся стеной библиотеки глаз сразу выхватит здание бывшей мечети Фетхие-Джами, построенной еще в 1458 г. в честь взятия Константинополя. Это самый цен ный архитектурный па мятник Афин османского периода. Стоят также ворота Афины, построенные в 19—11 г. до н.э.

В остальном же римская Агора представляет собой беспорядочные развалины. Старая Агора раскинулась к западу от римской, и там два заметных сооружения: Стоя Аггала и храм Гефеста (Тесейон). А слева от них возвышается маленький скалистый холм Ареопаг. Стоя Агтала (Stoa Altalos) была по¬строена в 159 — 138 гг. до н.э. царем Пергама Атталом в дар жителям Афин и восстановлена в 1953—1956 гг. на деньги фонда Рокфеллера, поэтому выглядит как новенькая. Раньше здесь были торговые ряды, а в тени колонн всякие мудрецы и ораторы, которых в древних Афинах хватало, выступали перед народом.

Сейчас в Стое Аттала располагается Музей Агоры, где выставлены археологические находки, среди которых интерес представляют спартанский бронзовый щит, взятый афинянами в качестве трофея, рельеф с афинским Законом Демократии, а так¬же коллекция монет и скульптур. Ко всему прочему, в Стое Аттала в апреле 2003 г. был подписан акт о присоединении к Евросоюзу восьми стран Восточной Европы, Ки¬пра и Мальты.

Рядом на углу стоит византийская церковь Святых Апостолов (XI в.), но она, правда, почти всегда закрыта.

Храм Гефеста , или Тесейон (Theseion), построили при Перикле, но полностью закончили уже после Пелопоннесской войны в 415 г. до н.э. Он лучше сохранился, чем Парфенон, и выглядит как его миниатюрная, но более совершенная копия. Долгое время думали, что он посвящен герою Тезею, отсюда и название Тесейон. С VII в. до 1834 г. он использовался в качестве православной церкви Св. Георгия.

Наконец, на холме Ареса (Ареопаге) вершился в древних Афинах суд и заседал первый в истории мира парламент. Кроме того, отсюда в 51 г. апостол Павел обратился к афинянам с христианской проповедью Сейчас это довольно маленькая скала, на которую можно залезть с променада.

Холмы Пникс и Филопаппу Кроме Акрополя и Ареопага в состав археологического парка входят еще два холма — Пникс (холм Нимф, или Нимфон) и Филопаппу (холм Муз, или Муссон). Тамошние объекты уступают по значимости тем, что уже описаны, но все же достаточно интересны, чтобы их посетить.

Чтобы попасть на эти холмы, нужно с променада свернуть налево в том месте, где направо уходит лестница на Ареопаг.

Холм Пникс обычно называют родиной демократии. Именно здесь в первый раз в истории в 507 г. до н.э. были проведены выборы. Правда, тогда в число избирателей не были включены женщины и, разумеется, рабы.

На холме можно видеть скалистую трибуну «бема», где перед народом регулярно выступали Перикл и Аристид.

Сейчас Пникс увенчан обсерваторией, построенной в 1842 г. С Пникса открывается самый совер¬шенный вид на Акрополь, когда Пар¬фенон кажется идеальным по красоте и форме строением.

На вершине холма Филопаппу (Philopappus) стоит погребальная стела в честь римского консула, погибшего здесь в результате аварии его колесницы, а с восточной стороны в скале можно ви¬деть так называемую пещеру Сократа. В 399 г. до н.э. философ Сократ был обвинен в развращении малолетних и приговорен к смерти. И он выпил яду как раз в этой самой пещере, служившей для него темницей.

Как бы там ни было, а мысли Сократа, записанные его учениками, послужили основой для развития большинства последующих философских школ Древней Греции. А кто из нас не слышал знаменитой его фразы: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю».

Храм Зевса и арка Адриана

Эти два памятника относятся ко времени царствования римского императора Адриана (76—138 гг.). Расположены у метро «Akropolis». Храм Зевса Олимпийского (Олим пейон) (Temple of Olympian Zeus) начали строить в 520 г. до н.э. при одном из последних афинских тиранов. Замысел был амбициозный — догнать и перегнать храм Артемиды в Эфесе, признанный одним из семи чудес света. Однако потом к власти пришли демократы и проект закрыли.

Аристотель считал храм примером того, как диктатуры ангажируют на род на великие государственные стройки, преследуя главную цель: не оставлять народу ни времени, ни энергии, ни средств для бунта.

Храм закончили только при римского императоре Адриане в 124 — 125 гг. Hо уже в 267 г., когда Афины ненадолго захватили варвары-герулы, храм бы разрушен. В Средневековье храм потихоньку начали растаскивать на строй материалы для более актуальных, зем¬ных нужд, и сейчас от него осталось лишь 15 из 104 первоначальных колонн, а еще одна лежит рядом — она упала в 1852 г. при шторме.

Кладбище Керамикос Кладбище Керамикос (Kerameikos) яавершает археологический парк с западной стороны. Это одно из древнейших сохранившихся кладбищ мира, дотируемое IV в. до н.э. Оно славится мраморными гробницами и стелами, А также руинами древних ворот Дипилон (от них остался только фундамент).

Расположено кладбище на пространстве между обычными жилыми домами в районе станции метро «Votanikos».



 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Атлас мира Греция Достопримечательности Афинский археологический парк (Акрополь)

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)