Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Атлас мира Испания Практическая информация Язык и ментальность
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Природа и климат, Транспорт

Язык и ментальность

Язык и ментальность

Язык и ментальность Испания при всей своей целостности — пазл, составленный из регионов. Испания выросла из Кастилии, и только это ядро страны может считаться полноценно испанским. А вот что касается любой окраины, будь то практически не от нации для диктатор» было превыше всего. Он даже у своей родной Галисии отнял автономию.

Каталония и Страна Басков — развитые в экономическом отношении регионы. Ни каталонцы, ни баски считать себя испанцами в полной мере не хотят. Экстремистски настроенные группы вообще желают для своих народов независимости. Каталония, впрочем, удовлетворяется широкой автономией. Баски более нетерпеливы, и по-прежнему существует террористическая организация, время от времени прорывающая свое недовольство взрывами автомашин. Тем не менее на туриста эти вну¬тренние проблемы никак не влияют, ему будут рады везде, и в коренной Испании, и в этих полумятежных автономиях. Что касаемо Галисии, то там национальные устремления выражены менее ярко и уж во всяком случае менее пассионарно — ни бурных демонстраций, ни террактов. Язык галисийцев очень похож на португальский, хотя генетически они относят себя к кельтам, самым древним обитателям Испании. Аранцы из всех самые малочисленные, их ареал ограничен Аранской долиной в Пиренейских горах, и с ними у Мадрида в плане претензий на автономию нет никаких проблем. Во всех вышеуказанных регионах официально принято двуязычие и, соответственно, в ходу двойные вывески.

В Испании уже проживает около 1 млн южноамериканцев (в основном это эквадорцы и колумбийцы), 1 млн африканцев (в основном марокканцы). С первыми проблем мало, это продукты колониальной деятельности Испанской империи, они испаноязычны, хотя и несут в себе индейскую кровь и обычаи. Вторые — предмет настороженности националистов, поскольку те воспринимают их как ползучее возвращение тех самых мавров, которых с большим трудом изгнали из страны в XVI —XVII веках. И селятся они в основном на юге, в Андалузии, на территории бывшего Кордовского халифата. И, наконец, самые последние веяния — состоятельные эмигранты из Северной Европы (немцы, шведы), облюбовавшие ласковое побережье Коста-Бланка в Каталонии и Балеарские острова, и выходцы из Восточной Европы (в том числе и значительное число русских), поселившиеся опять же в Каталонии и на побережье южнее. И широко представлены в Испании цыгане (gitanos). Их около 700 тысяч, они разбросаны по стране, причем в большин¬стве своем они исповедуют протестан¬тизм, исторически чуждый Испании. Название «Испания» идет с древности, от греческого слова «гесперия» (вечерняя звезда). Хотя очень долгое время страна за Пиренейским хребтом называлась Иберия. Собственно, на Западе официально принято название Иберийский полуостров (а не Пиренейский, как у нас), а Испания и Португалия объединены понятием «иберские страны».

Испания со Средних веков является бастионом католического мира. В этом она спорит с самой Италией и в какой-то мере пыталась стать святее папы римского — во всяком случае, если вспомнить об Инквизиции. Католичество сохранило свое влияние в стране, но по конституции церковь не является государственной. А левое правительство признало право на однополые браки, встав в один ряд с такими либеральными странами, как Бельгия и Нидерланды. Статистика же показывает, что три четверти испанцев (76%) считают себя католиками.

Испанцы — люди страстные, горячие. Самая сильная их сторона — эмоция, а болевая точка испанца — логика. Отсюда вытекает пренебрежительное отношение к пунктуальности. В Испании опаздывают на деловые встречи (может так получиться, что на два часа), опаздывают поезда и автобусы. Испанцы, несмотря на их внешнюю суетливость, по жизни никуда не спешат. Ключевое слово — «маньяна» (завтра). Золотое для многих правило «не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня» — явно не про испанцев. Это для них слишком рациональная формула.

Испанцы фамильярны и к незнакомому человеку могут обратиться на ты (til). Есть и другая, более уважительная форма обращения — вы (usted). Распространенная приставка, если обращаешься к мужчине — сеньор, к женщине — се¬ньора, к незамужней девушке — сеньорита. Традиционно испанцы носят двойныс фамилии (именно из трех частей и состоит полное имя любого испаноязыч¬ного человека). Первым пишется имя, вторым — фамилия отца, а замыкает конструкцию фамилия матери. Рассмотрим на примере испанского каудильо и генералиссимуса: Франсиско — имя, Франко — фамилия отца, Баамонде — фамилия матери. И если уж сокращать испанское имя, то за счет последнего слова... У женщин есть особенность: например, Мария Гарсия Ромеро вышла замуж за Хорхе Мартинеса Угарте. В этом случае женщина оставляет фамилию своего отца и прибавляет фамилию мужа с приставкой «де». И получается Мария Гарсия де Мартинес. А уже их сын Рохелио будет именоваться Рохелио Мартинес Гарсия, сохранив и отцовскую, и материнскую фамилии. Дополнительные сложности возникают, когда ребенку дается двойное имя (Хуан Карлос или Мария Кармен). Тогда конструкция удлиняется еще на одно слово. В общем, на первый взгляд сложно, но в итоге получается как бы уважение к обеим ветвям рода.

Ключевое слово в понимании испан¬ца — «гонор». Оно есть и в русском язы¬ке и в основном воспринимается в нега¬тивном смысле. Но по-испански «е! hon¬or» означает честь. Испанцы — гордый народ, который не может шутливо отнестись к чему-либо, что задело его лично. Как сделали бы, к примеру, американцы. Англичанин просто состроил бы чопорную физиономию. Русский... А вот с русским здесь испанец похож. Правда, русский бы отреагировал на оскорбление грубо и тяжеловесно, а испанцы — горячо и изысканно. В Средние века в Испании дуэли случались на каждом шагу, причем в отличие от французов испанцы кроме шпаги держали в руках еще и кинжалы. Поэтому дуэли часто заканчивались смертельными случаями. Испания — страна, где многие годы граница между жизнью и смертью была как бы размыта. И то и другое для испанца является эстетичным. И он гораздо драматичнее воспринимает жизнь, чем француз, которому надо успеть насладиться жизнью во всех ее проявлениях. Несмотря на свою сплоченность и любовь к сильным вождям, преданность церкви и королю, испанец глубоко индивидуален и свободу любит превыше всего. Поэтому Испания — это смесь высокомерного аристократизма и необузданной нетерпимости (что всегда раздражало либералов) и свободолюбия, которое, впрочем, легко превращается в кровопролитие (как произошло в 30-е годы).

И греки, и общительные испанцы проводят массу времени в общественных заведениях (барах, ресторанах, кофейнях и т.д.). Дома есть не принято, за исключением некоторых особо знаменательных праздничных дат. Испанцы обоих полов очень разговорчивы и эмоциональны, подкрепляя речь жестами. Приветствуют испанцы друг друга поцелуем в обе щеки (если это мужчина и женщины) и рукопожатием и трепанием по плечу (если это мужчины).

Испанское безудержное веселье — это еще и комплекс, возникший во времена диктатуры Франко, когда он резко ограничил народ в эмоциях и свободе. После смерти Франко вся Испания резко спустила тормоза и начала отрываться во время уик-эндов по барам и дискотекам ночи напролет. В форме извращения это вылилось в широкое распространение гомосексуальной культуры.

И несколько слов по поводу режима дня в Испании. Знаменитая сиеста практикуется на самом деле только в выходные и праздничные дни и соблюдается только четвертью испанцев. Но многие учреждения (в том числе важные для туристов музеи, соборы и прочие достопримечательности) делают перерыв на — 3 часа (обычно с 13 до 16 часов). А уик-энд у некоторых испанцев вполне может начаться вечером в четверг. В авгycтe все учреждения в Испании работают в укороченном режиме (с 8 до 15 часов). Август — сезон отпусков, поэтому жизнь в городах замирает, жители уезжают в свои загородные дома. Эта практика, аналогичная нашим дачам, весьма распространена. Только у испанцев это, как правило, не связано с огородничеством, а скорее с бегством от городской жары. Впрочем, дачами как таковыми эти загородные дома не являются — у многих семей это просто отчий дом в родной деревне, который они не стали продавать, перебравшись жить в город.

Культура Испании многообразна и многолика. Однако на первое место сразу же можно поставить живопись, скульптуру и архитектуру. Именно в этих ви¬дах искусств испанцы достигли вершин мирового уровня.

Испанская живопись расцвела в период империи XVI —XVII веков, когда художников обласкивали короли и вельможи. Первопроходцем, что удивительно, выступил не испанец, а грек по национальности. Эль Греко («Грек») — под этим прозвищем уроженец острова Крит Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) стал известен всему миру. Он писал картины, которые заказывал король Филипп II, и жил долгое время в Толедо, старой столице Кастилии. А на подходе уже были новые классики — Диего Веласкес (1599 —1660) и Франсиско де Сурбаран (1598 —1664), оба уроженцы Севильи. Веласкес совмещал работу придворного живописца (он прославился в основном портретами королевской семьи) с выполнением дипломатических поручений. Сурбаран, равно как и Мурильо (1618—1682), посвятил себя религиозным полотнам. Наконец, позже появился Франсиско Гойя (1746 —1828), тво¬ривший уже в рамках реализма. На этом классическая испанская живопись закончилась.

Но довольно скоро Испания, эта вконец одряхлевшая империя, дала миру еще двух великих живописцев. Это были Пабло Пикассо (1881 — 1973) и Сальвадор Дали (1904—1987). Первый считается основателем кубизма, второй — сюрреализма. В Испании много также и ныне живущих признанных мастеров искусств, однако они мало знакомы россиянам.

Испания — страна-музей мировой архитектуры. Здесь представлены почти все ее стили. В Испании находится 40 объектов, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и страна по этому показателю стоит на втором месте в мире сразу после Италии.

Начинается все с древнеримских мостов и акведуков, продолжается беспрецедентными по количеству памятниками романского стиля (IX — XII века). В плане готических построек (XIII — XV века) Испания тоже не имеет себе равных в Европе. Более того, в Испании, где оставили мощный культурный след мавры, появляется смешанный европейско-арабский стиль «мудехар». А в XVI —XVII веках в стране расцветает вычурный стиль «платереско» — ювелирная работа по камню с невероятными резными орнаментами. В XVTII веке традиции продолжает семья архитекторов Чурригера, которые создали испанский вариант барокко, на¬званный « чурригереско».

XX век принес испанской архитектуре всемирную славу благодаря творчеству Антонио Гауди (1859—1926). Он создал свой неповторимый стиль, который получил название барселонского модерна. Город Барселону невозможно представить без его фантастических по форме домов и собора Саграда-Фамилия. После архитектурной депрессии и застоя времен Франко появились смелые футуристические сооружения из стекла и металла конца XX в. Одним из мон¬стров современной архитектуры считается Сантьяго Калатрава, который известен возведением модернистских комплексов, вокзалов и мостов.

Испанская литература не столь разнообразна. Но Мигеля Сервантеса (1547—1616) с его бессмертным романтиком Дон Кихотом знают все, равно как и драматурга Лопе де Вегу (1562—1635). Следующий взлет испанской литературы случился в начале XX века и был связан с «поколением 1898 года» — тех, кто пережил падение испанской империи. Это были писатель, поэт Мигель де Унамуно и его друг, философ Хосе Ортега- и-Гассет. Но наиболее известный представитель испанской культуры начала XX века и ее символ — Федерико Гарсия Лорка. «Испанский Пушкин», исповедовавший твердые республиканские убеждения, был расстрелян в 1936 году франкистами.

Испанская музыка часто ассоциируется исключительно с фламенко, однако этот стиль, имеющий явно арабские корни, распространен только в Андалузии, то есть в бывшей мусульманской Испании.

Галисия же, например, имеет много сходства с кельтской культурой (ирландскими песнями).

Из всех видов спорта в Испании наиболее популярен футбол. Впрочем, это характерно практически для любой европейской страны. Но в Испании особая ситуация — страна имеет один из самых сильных чемпионатов в мире. Мадридский «Реал» и «Барселона» обладают репутацией европейских клубных грандов и не раз выигрывали Лигу Чемпионов и другие престижные турниры. Национальная сборная долгое время не могла реализовать свой потенциал и раз за разом проваливала международные турниры, пока наконец, нанеся сборной России два серьезных поражения (4:1 и 3:0) и одолев в финале сборную Германии (1:0), выиграла Евро-2008. Но чемпионами мира испанцы никогда не были. Помимо футбола, в Испании очень развиты баскетбол, велоспорт и теннис.

Коррида (бой быков) — важнейшее из искусств в испанском понимании и очень спорное с точки зрения гуманизма зрелище. Уж индусы с их культом коровы (быка) как священного животного испанцев точно не поняли бы. Но Индия далеко от Пиренейского полуострова, это почти другая планета...

Впрочем, сражение с быками в Средние века было совсем не обыденным делом, оно практиковалось только аристократами и только по большим праздникам. Но во второй половине XVIII века оно шагнуло в народ. Педро Ромеро из Ронды — основатель современной корриды. За тридцать лет этот тореадор убил 5600 быков, не будучи при этом ни разу ранен. Проходят корриды на специальных круглых площадках, называемых «Plaza de Toros» (пласа-де-торос). Места для зрителей находятся на трибунах и бал¬конах, но один из балконов предназначен для президента корриды, который дает знак выпускать быков и присужда¬ет награду тореро (он же — матадор). Билеты на корриду различаются по стоимости: надпись «sol» означает солнечную сторону, и такие билеты дешевле, а «sombra» — теневую, и это дороже. Се¬зон корриды продолжается с конца мар¬та по середину сентября, представления бывают по воскресеньям во второй половине дня. В Мадриде и Барселоне коррида может проходить также и по четвергам. Средняя продолжительность зрелища — 2,5 часа.

Для выращивания боевых быков в Испании есть около 300 ферм. Технология иыращивания по садизму превосходит дедовщину в армии — быков специально злят, не дают есть, запирают в темных стойлах и т.д. Так продолжается около 5 лет, после чего считается, что бык готов к корриде.

Оппоненты корриды утверждают, что зрелище это негуманное, кровавое, жуткое и варварское. Защитники обычно используют метафоры: это целое представ¬ление, где воедино сливаются смерть, катарсис и возрождение. Это убийство, проповедующее жестокость, — говорят одни. Это искусство, где опасности подвергается и бык, и человек, — возражают другие. В конце концов, быков же убивают на бойне каждый день безо вся¬их изысков, чтобы обеспечить человечество говядиной.

Корриду открывает торжественный парад-представление матадоров и их помощников. Бой состоит из трех актов («терсиос»), каждый из которых предваряется сигналом трубы. В первом акте несколько человек, называемых «пеонами», гоняют быка, а тореро наблюдает за этим издали, а потом начинает дразнить животное алым плащом (он называется «мулета»). Во втором акте появляются пикадоры на лошадях, раззадоривая быка уколами копий, потом в действие вступают «бандерильерас», которые втыкают в спину быка бандерильи (металлические дротики, всего их шесть штук, и втыкать их необходимо как можно более изящно).

Третий акт представляет собой собственно убийство быка. Причем матадор должен сделать это одним ударом шпаги между лопаток. В левой руке матадора находится мулета, а шпага — в правой. В конце корриды мертвого быка волокут прочь. Если коррида зрителям понравилась, президент присуждает тореро уши или хвост убитого быка. Если тореро достались все три трофея, то коррида удалась. Но иногда зрители недовольны, и тореро приходится ретироваться под улюлюканье толпы. Свои эмоции зрители выражают бросанием на арену белых платочков (чем их больше, тем лучше для матадора).

И напоследок совет. Хотите узнать о корриде изнутри и одновременно почув¬ствовать национальный характер испан¬цев — не поленитесь и прочитайте роман Висенте Бласко Ибаньеса «Кровь и пе¬сок». Он был написан в 1908 году, но мно¬гое ли изменилось в людях с тех пор?..



 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Атлас мира Испания Практическая информация Язык и ментальность

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)