Что мешает японским туристам ездить в Россию
[22.10.2003]
В сентябре в Хабаровске прошел V Международный инвестиционный форум, в рамках которого работала секция «Туризм» - под председательством Сергея Шпилько и ведущего специалиста Института экономических исследований Северо-Восточной Азии (ERINA) Цудзи Хисако. Выступая на секции с докладом, г-жа Хисако отметила целый комплекс причин, мешающих увеличению числа японских туристов, например, на Дальнем Востоке.
Во-первых, Дальний Восток не располагает таким количеством культурно-исторических памятников, как, например, европейские страны, Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо. А природные достопримечательности необходимо активнее рекламировать и обеспечить организацию их показа на современном уровне.
Во-вторых, меню, предлагаемое гостям из Японии, должно предусматривать как возможность познакомиться с местной кухней (русской и малых народов), так и заказать традиционные японские блюда.
В-третьих, развитию туризма очень мешает отсутствие или низкий уровень карт и путеводителей на японском языке, наружных указателей хотя бы на английском языке, водителей такси, владеющих, опять же, хотя бы английским.
В-четвертых, японских туристов смущают высокие цены. По сравнению с Южной Кореей тур на Дальний Восток обходится на 30-40% дороже. Слишком высоки также российские цены на гостиницы, трансфер, услуги переводчиков и авиабилеты.
В-пятых, на Дальнем Востоке мало гостиниц, отвечающих заявленному стандарту даже 3-4*. Важна для японцев возможность просмотра в отеле телеканала CNN и японского спутникового телевидения, важен открытый доступ к интернету.
Одна из наиболее острых проблем – сложность процедуры оформления и высокая стоимость российской визы, часто неоправданно жесткий миграционный и таможенный контроль, а также в целом низкий уровень работы аэропортов, морских портов и железнодорожных вокзалов, включая непонятную, с точки зрения бизнеса, бедность ассортимента duty free, где японские туристы могли бы оставлять значительно больше денег. Кстати о формальностях: введение Южной Кореей и Китаем в одностороннем порядке безвизового въезда для японских туристов весьма значительно способствует росту турпотоков в эти страны. А с декабря отменяет визы для японских туристов и Вьетнам. Так что со своим визовым режимом для японцев Россия остается в компании с Монголией и Северной Кореей.
И, наконец, катастрофически не хватает рекламы и информации о России в самой Японии.
Но и этим список проблем, конечно, не исчерпывается. По мнению заместителя генерального менеджера JTB World Vocations Inc. Шого Токива, новой серьезной проблемой может стать увеличение сроков бронирования железнодорожных билетов с 15 до 45 дней. Особенно отрицательно новые сроки бронирования скажутся именно на дальневосточных поездках, львиная доля которых приходится на маршрут Владивосток – Хабаровск с железнодорожным переездом. РСТ уже направило по этому поводу письмо в адрес руководства МПС РФ.
Не хватает также прямых авиарейсов, особенно на Санкт-Петербург, хотя отрадно, что реализуются чартерные программы на Камчатку и летом открывается рейс авиакомпании «Сибирь» на Иркутск.
Иными словами, проблем очень много, и всерьез за японский рынок российской туриндустрии еще придется побороться. Поэтому хотелось бы рассчитывать на содействие соответствующих министерство и ведомств, поскольку торговый баланс между Россией и Японией стал, наконец, заметно увеличиваться, а на долю туризма, как известно, приходится около трети всего экспорта российских услуг, сообщает RATA-news.
|