Госдума не разрешила инвалидам бесплатно ездить за границу
[31.01.2003]
Ряд СМИ на днях поторопились сообщить, будто Госдума разрешила инвалидам, по их желанию, раз в два года пользоваться льготой на бесплатный проезд на внутреннем и международном воздушном, железнодорожном, речном и автомобильном транспорте. В этой информации половина – неправда. Принимавшая активное участие в разработке этой поправки к действующему закону «О социальной защите инвалидов в РФ» юрист Олеся Александрова, помощник члена Комитета по бюджету и налогам Валерия Гальченко, посвятила «i» во все детали будущего нововведения.
Правда же заключается в том, что льготы эти не распространяются на международные направления, а всего лишь на внутрироссийские междугородние.
Сегодня дело обстоит так: в действующем законодательстве существует норма о 50%-ной скидке для инвалидов на билет на железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт (право на льготные авиаперелеты инвалиды получили лишь в 2001 году – и мало кто из них знает о такой возможности до сих пор) в период с 1 октября по 15 мая, и тоже только внутри России. Льготой они могут пользоваться раз в год.
Поправки к закону были инициированы просьбами самих инвалидов получить право бесплатного проезда раз в два года. Госдума пошла навстречу этому желанию, но не заменила одну льготу на другую, а к старой добавила новую – 100%-ную, уже не ограниченную никакими временными рамками. Выбор за самим пассажиром-инвалидом. Судя по тому, что правительство не высказало возражений, поправки, по мнению г—жи Александровой, пройдя второе-третье чтение в Госдуме, утверждение Советом Федерации и президентом, вступят в силу уже летом этого года.
Олеся Александрова впервые рассказала «i» о предполагаемом механизме пользования будущими льготами. Предположим, инвалид захотел поехать в город Сочи. Но вот возможность выбора транспорта, на котором он мог бы в соответствии со своей двухгодичной льготой добраться до места, где он, скажем, решил отдохнуть, вряд ли ему представится, поскольку он должен будет обратиться в территориальный комитет социальной защиты. А уж там ему сообщат, с каким перевозчиком (МПС, Аэрофлот и так далее) у них заключен договор о взаиморасчетах за пользование инвалидами своими льготами. Поскольку «собесы» – государственная структура, то и заключать договоры они будут преимущественно с госструктурами: так им дешевле выйдет. Железные дороги – это государственная монополия, а авиакомпании – нет. Стало быть, нашему бедолаге-инвалиду, скорее всего, добираться до Черного моря придется в поезде, да еще и неизвестно, в вагоне какой категории (все опять же зависит от договора).
Какие преимущества получили российские инвалиды – понятно. Но главное, государству приятно – ему ведь ни копеечки не придется вкладывать в это нововведение. Напомним: сейчас в России 10 миллионов инвалидов (каждый 14-й человек), более половины которых – трудоспособные люди. И ежегодно инвалидами признают еще по миллиону наших соотечественников, сообщает газета "Иностранец", №2.
|