Первая ассоциация на слова «Байкал» и «железная дорога»? БАМ? Ответ самый распространенный, но неправильный. Этот ответ говорит о том, что далеко не все знают об необыкновенной Кругобайкальской железной дороге, хотя ей уже более 100 лет. В 1891 году Александр III издал указ о строительстве Транссибирской магистрали, приказав "приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений". Денег на строительство не жалели – по стоимости прокладки одного километра пути «Кругобайкалка» была самой дорогостоящей железной дорогой своего времени, сейчас же она остается признанной самой красивой железной дорогой мира.
У инженеров прошлого века достало вкуса разработать проект таким образом, что практически все мосты, арки и тоннели на этой дороге кажутся делом рук природы, а не человека. Тоннели в скалах над Байкалом пробивали вручную, при строительстве использовали приемы так называемой «циклопической кладки», когда камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
В наши дни этот участок дороги – тупиковый, он не играет роли транспортной магистрали и имеет статус памятника истории и культуры. Кроме возможности проехать по нему в туристическом поезде, вполне можно пройтись «по шпалам» от Култука до истока Ангары – это вполне безопасный и не сложный маршрут на несколько дней – в зависимости от того, насколько захочется останавливаться в изумительно красивых местах!