Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Что привезти? Сувениры со всего света
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Все новости, Библиотека, Атлас мира, Справочная информация, Конкурс, Новый Год

Что привезти? Сувениры со всего света

Есть идеи, что откуда привезти? Присылайте!

Лики, опаленные солнцем (эфиопские национальные ремесленные изделия)

Любой рынок мира завораживает шумом, многоцветием, ароматами, трогает и забавляет наивностью, будит любопытство: что здесь свое, местное, не такое, как везде? Рынок Аддис-Абебы – не исключение. Взгляд не задерживается на неистребимых продуктах мирового ширпотреба, движется дальше – и останавливается на плетеных столиках из разноцветной соломки, тканых ковриках, красочных орнаментальных лентах… Такие ленты до сих пор ткут на станках старой конструкции для национальных накидок-шамм. Они очень разнообразны: во-первых, у всех народностей орнаменты на лентах разнятся; к тому же чем шире, богаче тесьма на белоснежной шамме или платье – тем знатнее владелица, тем праздничнее и дороже ее наряд.

В мастерских, расположенных здесь же, возле рынка, изготовляют все: от плетеных шкатулок и подносов до шерстяных ковров, от затейливых изделий из кожи и меха до драгоценных ювелирных украшений из слоновой кости и серебра. Серебряные изделия – тончайшей работы, словно сотканные из листьев, цветков и стеблей. Серебро, расплавленное в тигле, тянут щипчиками или пинцетом до нужной толщины, режут на куски еще горячую проволоку. Из нее и плетут замысловатый узор, украшаемый «алмазами», выточенными из старых серебряных монет.

Возле гончарной мастерской из двух корзин, доставленных на вьючном ослике, дети и женщины выгружают глину в квадратные чаны. В первый чан – красную глину, во второй – черную. В чаны доливают воду, глину месят ногами, добавляя иногда мелко истолченный молотый кирпич.

На станках укреплены на одном стержне гончарные круги. Мастер бросает кусок глины на верхний малый круг и, сидя на стульчике, начинает сидя вращать обеими ногами нижний. Чуть касаясь глины левой рукой, гончар «вытягивает» из бесформенной массы горлышко будущего сосуда… Это будет «джебека», тонкогорлый и прочный сосуд с маленьким носиком для варки кофе. «Джебеку» можно ставить на угли, на костер и даже на современную газовую плиту. Именно в таких сосудах с древнейших времен варят эфиопский кофе, именно в них напиток достигает нужной крепости и аромата – рецептам с родины кофе следует доверять.

Ведь Каффа, где кофе до сих пор растет не только на плантациях, но и в диких лесах, находится в Эфиопии – и на родине этот напиток варят только в керамике и разливают только в керамические чашки. Более сложный сосуд – «гулагга». Внутри у него по краям выступы, образующие подобие «конфорки», посреди – решетка, внизу – поддувало, так что это не просто горшок, а целый очаг. В нем можно не только варить, но и выпекать все, что захочется!

Сосуды исключительно разнообразны по форме и декору: гравировке, росписи, рельефу. Цвет сосуды получают во время обжига в кирпичных печах. Чтобы придать сосудам черную окраску, для дыма в огонь подкидывают зеленые ветки с листьями. Орнамент же делают по сырой глине: вокруг горла кувшина выводят узор из точек и бугорков. Затем втирают мягкой тряпкой сырую красную глину и после этого ставят в печь. При обжиге этих сосудов дыма не должно быть – тогда они получатся красновато-бурого цвета, с отчетливым рисунком.
От печи с горшками полыхает жаром, вторящим солнечному, и на память приходит история происхождения названия страны – Эфиопия. В античные времена территорию к югу от Египта называли Айтиопией – землей айтиопов, «людей, с обожженными солнцем лицами»…

А вот самые знаменитые ремесленные изделия Аддис-Абебы – цветные картины на коже. По краям прямоугольные или квадратные куски кожи пробиты дырочками, через них пропущены сыромятные ремешки, которые закрепляют картины на деревянных рамках. Рамки делают только из эвкалипта. Его рубят в горах, полешки высушивают, затем колют на планки. Четыре планки врезают друг в друга, «в лапу», чтобы торчали концы – и рамка готова.
Сложнее обстоит дело с подготовкой кожи. Шкуры берут разные – коровьи, овечьи – это роли не играет. Вначале шкуру сушат, натягивая ее на колышки над землей, стараясь выровнять. Затем режут на куски для картин, а потом уже очищают. Выдерживают в теплой воде, отмокшую кожу очищают от шерсти и жира каменными скребками. Потом обрезают еще раз, как можно ровнее, и снова растягивают для просушки в лиственной тени – чтобы кожа не покоробилась. Только после этого натягивают куски для рисования на подрамники, стараясь, чтобы на них уже больше не попадала вода.

Пишут прямо по коже растительными и минеральными красками, в манере, напоминающей русский лубок. Если взглянуть на росписи в церквях Эфиопии, на рисунки в старинных рукописных книгах – сходство и заимствования древних сюжетов становятся очевидными. Например, подписи на картинах зачастую перерисовываются с древнего языка геэз, на котором было написано в прежние времена множество светских и церковных книг.

Картины, сюжеты которых повторяются с древнейших времен, являются историческими источниками сродни археологическим. На картинах запечатлены древние музыкальные инструменты, орудия труда, оружие и убранство воинов, их портреты. Плоскостные изображения, краски без полутонов, застывшие фигуры с большими распахнутыми глазами, словно сошедшие с икон, бытовые сцены, перемежающиеся с библейскими… Кто эти люди с наивной картины: женщина с ребенком за плечами и заботливо прикрывающий их накидкой-шеммой мужчина, куда они спешат?
Плач ребенка, торбы и мешки.
Мимо люди - черствые и злые.
И старик, берясь за узелки,
Говорит: "Пора идти, Мария..."
Быть может, просто запоздавшие и оттого торопящиеся путники, или это в самом деле юная Богородица с Иосифом и божественным Младенцем «с опаленными солнцем ликами»?


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Что привезти? Сувениры со всего света

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)